Как сделать дудку из бумаги. Флейта сякухати из пвх. Материалы и инструменты для изготовления свирели

И нструменты: тиски, рубанок, ножовка по металлу (или по дереву с мелким зубом), острый нож (лучше всего выдвижной с отламывающимися лезвиями), надфили, наждачный круг (удобно использовать насадку на электродрель в виде круга со сменными листами наждачной бумаги), электродрель и длинное сверло по дереву с диаметром равным внутреннему диаметру свирели, клей (любой, который дерево клеит, Момент, например), морилка или лак по дереву (можно натуральный воск использовать)

М атериал: в принципе подойдет ровный ствол или ветка любого дерева, без сучков, но лучше всего использовать орешник, он и ровный и обрабатывается легко. Свежесрубленному дереву надо дать просохнуть, где-то пол года – год. Поэтому имеет смысл заготавливать материал впрок. Из сырого дерева я бы делать не рекомендовал, и обрабатывать тяжелее, и треснуть потом может, как высохнет. Можно использовать и покупную древесину – брусок подходящего размера. Но хвойная древесина (а в основном она и продается) имеет ярко выраженные годовые слои и поэтому, при обработке легко сделать скол или задир. Да и уж слишком она мягкая, придется стенки свирели делать более толстыми.

И так. Рассмотрим изготовление на примере маленькой свирели. Делаем деревянную трубку. Берем древесину, заведомо большей длины и диаметра, чем предполагаемые размеры свирели. Например, если нужна свирель с внутренним диаметром 14мм и длиной 30см. то берем кусок дерева диаметром 35-40мм. Это нужно вот для чего: как бы вы ровно не ставили сверло, оно все равно пойдет слегка вкривь. Если у вас нету сверлильного станка (а его у вас нету, как и у меня:))), идеально отвесно просверлить не получится. А так у вас остается простор для маневра. Значит зажимаем заготовку отвесно в тисках, ставим сверло как можно ровнее и сверлим. Коротенькие трубочки длиной сантиметров в 15 у вас получатся без проблем, а вот чем длиннее вы задумали инструмент, тем толще надо брать заготовку. Если сверло сильно скривилось и вылезло сбоку заготовки это не беда, просто отпилите нижнюю неудачную часть, а верхнюю используйте для более короткой свирели.

Д опустим просверлили, все нормально. Теперь отпилите просверленную заготовку такой длины, какой будет свирель (у этого инструмента длина 160мм). И, зажав в тиски, начинайте ее обрабатывать рубанком до толщины стенок 2-3мм. Окончательную доводку проводят на шлифовальном кругу. Итак у вас получилась деревянная трубочка. Внутри нее не должно быть больших заусенцев. Если они есть, надо либо большим круглым напильником, либо тем же сверлом их удалить. Так как при игре в инструменте будет оседать конденсат, надо защитить его от влаги изнутри. Для этого затыкаем один конец трубки (можно пальцем) и через воронку внутрь наливаем немного морилки или лака. Затыкаем другой конец трубки и энергично ее встряхиваем, что бы морилка равномерно покрыл внутреннюю поверхность трубки. Сливаем оставшуюся морилку и оставляем ее сохнуть на часик.

П осле того, как высохнет, делаем свисток. Размечаем заготовку: можете использовать приведенные размеры, можете свои, не суть, свисток все равно получится. Сначала наносится осевая линия, потом все остальное.


О стрым ножом сначала прорезаем линию, помеченную на фотографии с размерами, красным цветом вглубь на 1,5-2мм и потом наискосок срезаем весь этот полукруглый клинышек. Это для того, чтоб снять лишнюю древесину и потом будет меньше работы надфилем. Заново наносим разметку прямоугольной дырки и тем же ножом вырезаем ее. Далее берем плоский надфиль, и аккуратно начинаем формировать клинышек свистка. Окончательно довести и выгладить его можно кусочком наждачной бумаги – нулевки, но это потом, когда уже свисток будет закончен.

Т еперь тем же плоским надфилем надо проточить прямоугольную щель свистка внутри трубочки, глубиной 0,5-0,8 мм. Ближе ко входу она должна слегка расширяться.

З атем надо изготовить так называемую вставку. Берем кусок дерева и сначала ножом, а потом на наждаке подгоняем ее под внутренний диаметр свирели. Вставляться она должна с трудом, но только не переусердствуйте, а то расколете трубку. Длиной она должна быть от красной линии до входа в свирель, пока не отпиливайте ее от основы, так удобнее будет ее вклеивать, есть за что держаться и внутри вращать ее можно будет, пока клей не высох, дабы подобрать лучший звук. Теперь вставку надо слегка сточить с одной стороны, той которая ко внутренней щели свистка примыкать будет. Ближе к клинышку совсем чуть-чуть, ближе ко входу в свирель побольше, где-то на 1мм. с лишним.

Т еперь вставьте ее в свирель и дуньте в щель. Регулируйте звук перемещением вставки, или изменением размера клинышка. Толщина щели при входе должна быть где то 1,5 мм. Если все понравилось, вытаскивайте вставку и покройте морилкой внутреннюю щель свистка и часть вставки, что к ней примыкает. После высыхания морилки вклеивайте вставку, и пока не высох клей регулируйте. После полного высыхания клея отпиливайте эту выступающую часть вставки вместе с частью трубки наискосок, обстругайте эту часть свирели ножом так, что бы удобно ее было в губах держать, зачистите наждачной бумагой.

П осле этого надо в свирели сделать дырочки, зажимая которые будет меняться высота столба воздуха внутри и, тем самым, высота звука. Дырки надо вырезать ножом, а не высверливать. При высверливании образуются заусенцы внутри трубки, а при вырезании этого можно избежать. Здесь приведены размеры дырочек и расстояние между ними у моей свирели. Она никак не настроена, вырезались они так, как мне показалось нужным (ну нету у меня музыкального слуха, нету! :)). Если вы музыкант, то вам не составит труда настроить свирель, путем изменения размера дырочек. Начинать вырезать надо с самой нижней дырки (та, что дальше от свистка).

Дицзы – это флейта с шестью отверстиями, обычно изготавливаемая из бамбука. Более крупные экземпляры дицзы имеют по семь отверстий для пальцев. Флейты были частью китайской культуры с древнейших времен. Существуют различные версии происхождения флейты дицзы, или поперечной флейты, но многие ученые полагают, что она была завезена в Китай в период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Дицзы представляли собой музыкальные инструменты для обычных людей, которые имели некоторые разновидности в северных (флейты банди) и южных регионах (флейты гу ди). Хорошо сделанные флейты дицзы при правильном уходе могут эксплуатироваться до 30 лет.

Шаги

Часть 1

Планировка корпуса флейты

    Выберите материал для изготовления корпуса флейты. Традиционно дицзы изготавливают из бамбука, тогда как исторически существовали флейты из костей, керамики, нефрита и прочих камней. При выборе учитывайте наличие возможности приобретения и обработки материала. Материал для флейты должен иметь диаметр 2-2,5 см.

    Определитесь с размером флейты. Размер флейты будет определять строй, в котором она сможет играть. Обычно флейты бывают следующих строев (от самых длинных до самых коротких): F, G, G# , A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F и F#. Неплохой длиной для флейты будет 45-50 см. Более длинные флейты могут иметь дополнительное отверстие для пальца (обычно оно есть у больших дицзы) и будут играть более низкие ноты. Небольшие флейты, играющие на более высоких октавах, короче 40 см, тогда как большие флейты в идеале имеют длину 60-65 см.

    Выберите стиль оформления концов дицзы. Дицзы могут иметь окольцованные концы, концы с крышечками или необработанные концы. Это будет определять долговечность флейты, а также ее подверженность растрескиванию и плесневению. Для крышечек и колец, называемых ободками, могут использоваться такие материалы как латунь, кость, пластик, дерево.

    • Окольцованные концы. Некоторые флейты имеют латунные кольца на концах, которые защищают ее от растрескивания (особенно флейту из бамбука или иного дерева). Однако под кольца может попасть влага и вызвать появление плесени. Кольца можно установить на флейте, у которой раньше их не было, чтобы остановить начавшееся растрескивание.
    • Концы с крышечками. Эти крышечки часто делают из пластика, коровьей кости или рогов. Флейты с крышечками обычно обладают более ярким звучанием. Однако под крышечку может попасть влага и вызвать появление плесени.
    • Необработанные концы. Не обязательно закрывать концы флейты крышечками или кольцами. Вместо этого можно для красоты окрасить их или же совсем оставить как есть. Однако, бамбуковые флейты с необработанными концами могут быть особенно легко подвержены растрескиванию, по сравнению с теми флейтами, которые имеют крышечки или кольца на концах.
  1. Осторожно измерьте наружный диаметр корпуса флейты. Подберите в скобяной лавке кольца или крышечки необходимого размера из металла или пластика. Если вы не будете использовать кольца или крышечки, то также можно обмотать концы веревочкой, чтобы предотвратить растрескивание.

    Прожгите внутреннюю часть бамбуковой флейты. Вам следует выжечь и удалить волокнистые перегородки внутри бамбукового стебля. Нагрейте на огне (не используйте для этого духовку) стальной прут диаметром 1,3 см. Держитесь за ненагретый конец прута прихваткой, так как он тоже будет горячим. Осторожно вставьте прут в бамбуковый стебель, не протыкайте его насквозь. Оставьте один блокирующий узел на конце целым. Прокрутите прут несколько раз, чтобы он выжег все лишнее внутри стебля. Выньте прут.

    Прожгите отверстия. Используя прихватку и зажим, нагрейте 6 мм сверло на огне (опять же, не пользуйтесь для этого кухонной духовкой). Установите кончик сверла на каждую меткуотверстия, немного прокручивая само сверло для прожигания древесины, но не давите на сверло для окончательного прохождения сквозь стенку стебля (это может привести к растрескиванию бамбука).

    Обработайте отверстия наждачной бумагой. Скрутите в трубку кусок мелкозернистой наждачной бумаги и установите одним концом в выжженное отверстие. Покрутите его туда-сюда для зачистки опаленных пятен. Трубка наждачной бумаги должна пройти сквозь стенку стебля, заканчивая формирование отверстия. Отверстие мундштука обработайте наждачной бумагой сильнее, чтобы оно стало немного больше, однако не делайте его слишком широким. Оно должно быть всего 0,7-0,9 см в диаметре.

    Обработайте всю флейту наждачной бумагой. При помощи мелкозернистой наждачной бумаги осторожно обработайте всю поверхность корпуса флейты. Перед работой подстелите себе газету, чтобы вся пыль сыпалась на нее. Очень тщательно обработайте места вблизи отверстия мунштука, вблизи отверстий для пальцев и на концах. Флейту следует зачищать наждачной бумагой до тех пор, пока она не станет гладкой на ощупь.

Часть 3

Украшение флейты

Часть 4

Прикрепление мембраны ди мо

    Выберите материал для мембраны ди мо. Традиционно она изготавливается из тонкой внутренней мембраны бамбука. К другим применимым материалам относят чесночную шелуху, рисовую бумагу, папиросную бумагу и прочие тонкие виды бумаг. Бумага для мембран ди мо доступна в музыкальных интернет-магазинах. Вместо нее можно использовать скотч, но звук при этом будет не из лучших.

    Соберите все необходимое. Вам понадобятся небольшие острые ножницы, вода, Erjiao (традиционный китайский клей для флейт дицзы) или иной водорастворимый клей, мембрана ди мо, корпус флейты дицзы. Клей Erjiao можно купить в музыкальных интернет-магазинах.

    Определите размеры и вырежьте мембрану ди мо. Ди мо должна быть размещена на втором отверстии от верхнего конца флейты (то есть на резонирующем отверстии). Наложите бумагу для ди мо на данное отверстие и поставьте метки по всем сторонам на расстоянии 5 мм от краев отверстия. Вырежьте мембрану согласно поставленным меткам.

    Нанесите клей на дицзы. Окуните палец в воду и потрите его об твердый клей для ди мо. Нанесите клей пальцем вокруг резонирующего отверстия. Уберите излишки клея, попавшие в само отверстие и на самый его край. Приклеивание мембраны непосредственно к краям резонирующего отверстия нарушит ее вибрацию.

    Осторожно наложите ди мо на отверстие. Выровняйте ди мо таким образом, чтобы она легла равномерно со всех сторон. Защипните ди мо пальцами с боков от отверстия. Пальцами другой руки проведите несколько раз вверх и вниз по корпусу флейты через ди мо, чтобы не ней образовались поперечные складки. Складки должны равномерно расположиться на ди мо. Если мембрана будет совершенно ровной, то флейта не станет звучать ярко. Если же ди мо будет слабо натянутой даже при наличии складок, дицзы может звучать ярко, а может периодически не издавать ни звука, становясь непредсказуемой.

  1. Проверьте дицзы. Подуйте во флейту для проверки создаваемого мембраной звука. Несколько раз постучите по ди мо во время игры на флейте, чтобы помочь ей занять правильное положение. Во время игры мембрана должны начать вибрировать.

    • Мембрана понижает звук дицзы во время игры. Она также ограничивает возможность исполнения высоких нот.
    • Одна ди мо может использоваться на флейте в течение нескольких месяцев, но для поддержания флейты в рабочем состоянии может потребоваться внесение корректив в ее расположение.
    • Не отчаивайтесь, если у вас возникли сложности с ди мо. Для правильного крепления мембраны и получения наилучшего звучания дицзы требуются определенные навыки и практика.

Часть 5

Игра на дицзы
  1. Держите флейту поперек к своему телу и расположите губы у отверстия мундштука. Поставьте три пальца одной руки на первые три отверстия за резонирующим отверстием и три пальца другой руки установите на последние три отверстия. Подуйте во флейту так, как если бы вы дули в горлышко стеклянной бутылки для извлечения звука, направляйте поток воздуха губами изо рта в отверстие. Если у вас не получается издать звук, попробуйте сильнее напрячь губы и сделать отверстие между ними поменьше.

    • Так как флейта дицзы имеет симметричное строение, ее можно держать горизонтально в любом направлении, поэтому на ней легко играть как правшам, так и левшам.

Флейта, в нашем случае свирель – старинный духовой музыкальный инструмент. Появление прототипа флейты датируется почти 35 тысячами лет назад, что делает ее одним из древнейших инструментов. А привычная нам флейта стала известна в Египте, еще пять тысяч лет назад, и до сих пор является основным инструментом на Ближнем Востоке. Без нее не обходится фолк или фолк-рок. Тем, кто знаком с мирами фэнтези знает, что свирель один из любимых инструментов эльфов. А в нашей реальности игра на флейте скрасит зимние вечера. И сделать этот замечательный инструмент можно меньше, чем за час.

Для изготовления нам понадобятся:
Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
Кусочек дерева или пробка
Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
Надфиль
Полотно для ножовки по металлу

Ствол флейты

Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.

С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.




Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.

Свисток

Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.




Теперь из кусочка дерева или пробки делаем втулку. Сначала я придал деревяшке круглую форму, потом сделал такой же скос, как на самой флейте. Дерево я нашел мягкое, поэтому все делал ножом. Сверху необходимо сделать плоскую грань, отступив от края 1 мм, как в обычном свистке. Слишком большой скос делать нельзя, свиста просто не будет. Втулку вставляем в «тело».


Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.

На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.

Музыка - неотъемлемая часть жизни народа. Издавна на Руси простые люди сопровождали любую работу пением. Оно помогало справиться с физическим трудом, поднимало настроение, отвлекало от трудностей жизни того времени.

У простых людей было не так много возможностей для музицирования - лишь собственный голос да простые инструменты из дерева, сделанные собственными руками.

Одним из таких музыкальных помощников была дудка. Вообще, это общее название целой группы народных духовых инструментов. У славянских народов так принято называть флейты - тонкие трубки с отверстиями.

Традиционно свирель или сопель (так еще ее называют) считается инструментом пастухов, которым она помогала скоротать время. Звуки дудочки очень мягкие и приятные. Кроме того, с помощью нее проще было выполнять работу - животные тоже реагировали на музыку.

Сегодня мы узнаем, как сделать дудочку - разновидность флейты.

Итак. Хоть изготовить свирель не очень сложно, в любые времена ценятся народные умельцы, которые могут заставить инструмент издавать поистине волшебные звуки.

Из чего состоит инструмент?

Как уже было сказано, флейта состоит из трубки с игральными отверстиями и свистка (это мундштук).

Форма трубок может быть различной, как и материал, из которого она создана (сосна, орешник, ясень, клен).

Для мягкой сердцевины инструмента можно использовать черемуху, иву или бузину.

В зависимости от желания и фантазии народных умельцев меняется внешний вид инструмента. Мастер может изменять и количество дырочек, которые влияют на звучание нот. Чем больше звуков, тем богаче и красочней будет мелодия.

Интересно отметить, что существуют двойные флейты, у которых один общий мундштук.

В настоящее время сопель делают из дерева и пластика. А как сделать дудочку в домашних условиях? Давайте разберем несколько способов, с помощью которых можно создать музыкальный инструмент. Но для начала приготовим все необходимое.

Материалы для изготовления

Что же нам понадобится? Это:

Ручная дрель;

Железный прут;

Линейка;

Источник огня;

Наждачная бумага;

Ножовка;

Выжигатель по дереву;

С мелкой насечкой).

А теперь самое главное - основа, из которой будет сделана трубка. Мы разберем два вида материала.

Камыш

Возьмем стебель (он растет по берегам рек и на болотах) и, наконец, узнаем, как сделать дудочку из камыша.

  1. Обрезать его до необходимой длины: она может изменяться по вашему желанию.
  2. Зачистить с внутренней стороны с помощью наждачной бумаги.
  3. Отмерить пару сантиметров от края и вырезать сверху прямоугольник (это отверстие свистка).
  4. Сформировать угол отверстия свистка (45 градусов) с помощью надфиля.
  5. Затем берем кусочек дерева и подгоняем его под диаметр трубки.
  6. Как только размер подобран, нужно намазать дерево клеем и вставить в стебель камыша.
  7. Прожечь дырочки, ориентируясь на звуковой прибор. Помните, чем шире отверстие - тем выше нота.
  8. Последним необходимо прожечь отверстие рядом со свистком, на нижней поверхности.

Для настройки инструмента можно использовать специальный прибор - тюнер, он поможет отрегулировать высоту звучания каждой ноты.

Бамбук

Чтобы понять, как сделать дудочку из бамбука, необходимо оценить, насколько хорош этот материал. Он приятный и плотный на ощупь.

В отличие от камыша, бамбук не так легко достать, ведь он произрастает в Африке и странах Восточной Азии. Но можно вырастить его дома, хотя, строго говоря, это не будет то же самое растение. В природе бамбук является травой, которая вырастает до чрезвычайно больших размеров (до 35 метров). В домашних условиях можно вырастить разновидность драцены, которая тоже подойдет, если ее высота позволяет сделать трубку нужной длины.

Если вы не обладатель такого растения, можно поискать старую которая в таком случае сможет обрести вторую жизнь в виде музыкального инструмента.

Стебель бамбука такой же полый внутри, как и камыш, но при этом уже имеет перегородки внутри. Благодаря этому не нужно делать вставку в полость.

Диаметр заготовки должен составлять 2-3 см.

  1. Отпилить трубку нужной длины. При этом проследите, чтобы на одном из концов осталось та самая перегородка, которая будет служить мундштуком.
  2. Отметить маркером все необходимые отверстия. Для сравнения, в предыдущем варианте мы их сразу прожигали.
  3. От остальных перегородок необходимо избавиться. Для этого нагреем железный прут (вот для чего нужен огонь) на газовой горелке или костре. Выжигать растение необходимо аккуратно, чтобы не обжечься.
  4. Просверлить отверстия с помощью ручной дрели, сверло при этом тоже как следует раскалить.

Вот мы и узнали, как сделать дудочку в домашних условиях. При выполнении всех этих действий у вас в руках окажется качественный музыкальный инструмент. Из чего он будет сделан - решать только вам.

Бамбук, как и камыш, - экологичный и приятный в эксплуатации материал, не подверженный особым загрязнениям. легко почистить.

Искусство создания инструмента

Описание работы доказывает, что изготовить свирель - не такая уж невыполнимая задача. Но как сделать флейту не просто красивой вещицей, а полноценным инструментом, на котором можно будет исполнять прекрасную музыку?

Главное - нужно тщательно подойти к созданию игральных отверстий и свистка - именно они отвечают за чистоту звука. При этом дудочка должна быть не тяжеловесной, а легкой, как и музыкальные звуки, которые предстоит из нее извлекать.

Изящный инструмент своими руками

Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в том, как сделать дудочку из различных материалов.

Теперь вы и сами можете найти, из чего изготовить этот чудесный инструмент: главное, чтобы предмет был пустотелым и достаточно прочным.

Немного терпения и усилий, и у вас в руках будет отличный инструмент. А, главное, больше не возникнет вопрос о том, как же сделать флейту в своими руками. Теперь можно попробовать сыграть на ней и представить себя в роли беззаботного пастуха на бескрайних полях.

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам , они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души!!! Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения () меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ . «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Практика?

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы , кому я премного благодарен!

Вот теперь Практика

Труба

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры!!!

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье.