Мероприятия недели русского языка в начальной школе. Разработка внеклассного мероприятия "неделя русского языка в начальной школе". Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка

Обучение детей в начальной школе не ограничивается только лишь прохождением школьной программы. Учебное учреждение организовывает для ребят различные увлекательные мероприятия и конкурсы. Обязательно должна быть запланирована неделя русского языка в начальной школе. Мероприятия такого плана пробуждают интерес у ребят к предмету. Дети со второго по четвертый класс соревнуются в знаниях родного языка, в чтении стихов, творческом мышлении при написании сочинений.

Подготовительный этап

Перед тем как стартует неделя русского языка в начальной школе, преподаватель должен ввести детей в курс дела. Каждый классный руководитель проводит разъяснительную работу со своими ребятами. Нужно объяснить порядок проведения недели и показать на примерах, какие задания и конкурсы ожидают маленьких участников. Дети должны выбрать командира, который будет условно принимать задания, помогать другим ребятам и выступать за свой класс. Преподаватель может помочь учащимся сделать выбор. Неплохо, если к организации праздника будут подключены и родители.

Подготовка плакатов

Ребятам совместно с родителями придется нарисовать плакат с высказываниями о русском языке. Задания необходимо будет раздать заблаговременно. Так ребенок будет чувствовать себя увереннее и с большим желанием примет участие в конкурсах и занятиях. О предстоящем мероприятии учитель может рассказать мамам и папам на собрании. Правильный настрой со стороны родителей для ребенка очень важен. Дети должны понимать, что неделя русского языка в начальной школе проводится не для преподавателей, а для учеников. Главная задача этого мероприятия - это оценка знаний ребят. Кроме того, совместная деятельность учащихся, учителей и родителей способствует сплочению школьного коллектива.

Какой должна быть неделя русского языка в начальной школе? Мероприятия могут иметь различное направление. Для детей организуется целый праздник. Начинается неделя русского языка в начальной школе с открытия. Учащиеся приносят заготовленные ранее плакаты, которыми украшается актовый зал и класс. К этому дню малыши должны подготовить номера от каждого класса. Это может быть одиночное или групповое выступление. Дети могут разучить одно большое стихотворение, разбив его чтение на части между собой, или выбрать одного чтеца, который выступит от коллектива.

Планирование мероприятий

Преподаватель должен заранее сделать заявку номеров от своего класса, чтобы художественный руководитель включил их в сценарий первого дня. Для того чтобы заинтересовать учеников, действие должно проходить в игровой форме. Каждый класс может придумать себе название, связанное с русским языком, и девиз. Открытие недели русского языка в начальной школе может начинаться с приветствия коллективов.

В первый день общего праздника дети собираются в актовом зале и начинают увлекательное путешествие в страну Русского языка. Для того чтобы дети не заблудились в ней, командиру каждого класса ведущая вручает карту передвижений. Здесь расписаны все мероприятия и конкурсы, которые будут проводиться в течение недели. Далее, чтобы вернуть внимание детей, поглощенных картой, ведущая может провести игру со зрителями. После этого каждый класс покажет свои номера, прочитает стихи, представит зрителям тематические песенки, возможно, будут показаны танцевальные номера. Далее администрация школы может произнести напутственную речь и распустить детей по классам для прохождения первого испытания, отмеченного на карте.

Задания первого дня. Анаграммы

В классе дети приступят к выполнению первого задания. Например, учитель может предложить детям конкурс по составлению анаграмм из длинного слова. Это может быть «метрополитен», «автопортрет», «катастрофа» и т. д. В течение определенного времени дети должны составлять небольшие слова из предложенного варианта. Затем каждый ученик начинает зачитывать свои слова. Ребята сравнивают свои варианты и зачеркивают повторяющиеся выражения. Побеждает ученик, у которого остались незачеркнутые слова. После конкурса преподаватель разрабатывает с детьми план недели русского языка в начальной школе. Составленную ранее программу можно откорректировать совместно с учащимися.

Задание на второй день. Конкурс стенгазет и сочинений

Для всех участвующих классов в формате акции "Неделя русского языка в начальной школе" стенгазета является обязательным пунктом. Дети должны составить и оформить плакат своими руками. Здесь могут быть рисунки, аппликации и обязательно содержательная информация, посвященная родному языку. В стенгазете можно написать о правилах грамматики и пунктуации. Плакат должен быть ярким и запоминающимся. Можно нарисовать и описать поучительные истории о правописании, курьезных исторических случаях, связанных с Выбрать тему для написания текста помогает учитель.

Конкурс сочинений проходит в актовом зале. Дети должны описать свое виденье русского языка, чем он им нравится и с какими трудностями они сталкиваются в изучении. Не менее важно, чтобы ребята могли описать перспективы, которые перед ними открывает знание русского языка. Среди второклашек в этот день можно провести конкурс юного чтеца на общую тему. Для этого понадобится по два представителя от каждого класса. Этот конкурс также проходит в актовом зале. Родители могут прийти поддержать своих малышей и послушать трогательные стихи в исполнении школьных талантов.

Задания третьего дня. Каллиграф и редактор

Неделя русского языка в начальной школе продолжается. Учащимся дается задание переписать определенный текст, соблюдая правила каллиграфии. Это могут быть высказывания великих писателей и поэтов. Главное, чтобы предложения не были длинными и были понятны детям по смыслу.

Каждый ребенок получит письмо от «Маши брату Володе». Это еще один вариант задания для школьников. В письме намеренно допущены ошибки. Учащиеся должны исправить все оплошности, чтобы Володя смог прочитать письмо. Текст письма должен быть не слишком длинным и содержать простые словосочетания. Эти задания довольно просты. Вместе с этим они вызывают огромный интерес у ребят. Ведь должна быть запоминающейся неделя русского языка в начальной школе. Задания педагог должен придумывать оригинальные и в то же время показательные.

Четвертый день. «Грамотей»

Подходит к концу неделя русского языка в начальной школе. Четвертый день является наиболее напряженным для всех учеников. По всем классам проводятся диктанты. Каждая параллель оценивается отдельно. Ведь уровень знаний у ребят различной возрастной категории существенно отличается. В ходе проверки работ учеников выявляются самые грамотные. Оценивается не только правильность написания, но и чистота в тетрадях, а также каллиграфия.

Пятый день. Финал

На пятый день завершается неделя русского языка в Мероприятия, приуроченные к этому событию конкурсы и развлекательные программы проводятся в актовом зале. Это своеобразное подведение итогов прошедшей недели: проверка знаний, награждения победителей. В этот день ученики смогут проявить свои накопленные и приумноженные знания, блеснуть умом в викторинах и блиц-опросах. Как должна быть закончена неделя русского языка в начальной школе? Разработка сценария завершающего торжества предусматривает награждение отличившихся учеников и победителей. В этот день дети могут пригласить в качестве гостей своих родителей.

Последний день тематической недели предполагает не только проверку знаний ребят. Учащиеся должны открыть для себя и что-то новое. Как вариант, на пятый день можно провести общий словарный урок, посвященный работам Даля В. И. Педагогом заранее может быть подготовлена презентация. Неделя русского языка в начальной школе должна пройти интересно для ребят.

Поданная информация будет способствовать расширению кругозора учащихся. Возможно, кто-то из ребят уже в начальной школе решит связать свое будущее с изучением родного языка.

Финальные конкурсы

В рамках программы среди учеников можно провести конкурс пословиц на определенную тему или предложить подобрать ряд ассоциаций. Также можно загадывать ребятам загадки, связанные с правописанием. Очень интересны и любимы детьми конкурсы синонимов и антонимов. Каждый учитель может проверить словарный запас участников, попросив назвать, к примеру, десять птиц, которые начинаются на букву «о», или устроить конкурс на наибольшее количество слов-палиндромов.

В завершающий день можно устроить выставку работ всех учеников на тему «Любимые буквы страны». Дети с удовольствием выполнят такую творческую работу. Это могут быть рисунки, поделки из подручных материалов, вышивка. В этом задании не будет победителей и проигравших. Ребята смогут познакомиться с работами друзей, а также подарить друг другу свои изделия.

Проведение недели русского языка в начальной школе заканчивается торжественным награждением победителей конкурсов. Отличившиеся ребята получают грамоты.

Заключение

Цель проведения тематической недели заключается в развитии интереса и прививанию языковой культуры общения, побуждении учеников к изучению предмета. Проведение подобных мероприятий, олимпиад, конкурсов помогает хорошо закрепить полученные знания, расширить словарный запас и привить любовь к слову каждому ребенку.

Тщательно должна быть спланирована неделя русского языка в начальной школе. Сценарий удастся составить без особого труда, если воспользоваться помощью ребят и родителей.

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель.

Вот уже второй год в своей гимназии № 16, г. Владикавказа, мы проводим «Неделю русского языка» в начальной школе. Необходимо отметить, что проведение таких недель нацелено не только на повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширения кругозора, но и на повышения профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов своей гимназии, стараюсь составить программу недели так, чтобы были задействованы все классы, начиная с 1-ого.

Цель:

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,
  • слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
  • карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;
  • карточки для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл.
  • ребусы;
  • карточки со знаками препинания;
  • грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов;
  • медальки «Знатоку русского языка»;
  • заготовки для чистописания по классам;
  • буквы для коллажа;

Ход мероприятия

Примечание: каждому входящему ученику 3-4 кл. выдаётся грамматический билет. На нём написаны ответы для интеллектуальной игры, которая будет проходить в конце мероприятия.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

Правильно. С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.


Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

В 1 части мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

Итак, начинаем!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий:

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова )

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно. ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые):

Не надо, мне домой, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
(А. Шибаев)

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка -
Вывод прост:
Это значит -
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)

7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

9-10 уч-ся (()) - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)

Ведущий:

Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)

Федя (шумно вбегает на сцену):

Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

11 маска(выглядывает из-за кулис):

А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)

Федя:

Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?

Дети:

Речь идет о запятой!

Федя:

А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?

Ведущий:

Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.

Проходите и садитесь, гости дорогие.

А наш праздник продолжается.

В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий:

Вот какой был ленивый Лежебокин.

Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин.

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй.

Задания для уч-ся 1-2 классов

Задание 1. Игра «Слово в слове» (Приложение 3)

Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

в этих словах спрятанные слова.

Кобра (кора) , краска (каска, краса) , скот (кот) , корм (ком) , кочки (очки) ,

Кустарник (куст, тир, наст) , кисель (ель, сел) , кров (ров, вор) , крапива (ива, рак) , крот (кот, рот, ток) , клён (лён) , экран (кран) .

Задание 2. Грамматическая арифметика. (Приложение 4)

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)

Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)

Кепка-ка+рис= (плод)

Сало-л= (насекомое)

Задание 3. Разгадывание ребусов. (Приложение 5)

Задания для уч-ся 3-4 классов

Предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру. Я вам буду задавать вопросы, а ответы будете находить на своих билетах. Проявите свои знания и смекалку.

За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка».

Вопросы для уч-ся 3-4 классов. (Приложение 6)

Примечание: (вопросы можно сократить)

  1. Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)
  2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…(имена существительные)
  3. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
  4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук)
  5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
  6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)
  7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).
  8. Слова, которые обозначают признак предмета и от¬вечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)
  9. Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
  10. Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
  11. Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)
  12. Для чего служат окончания и предлоги?
  13. Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)
  14. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)
  15. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения - из слов)
  16. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))
  17. Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта - парты.)
  18. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).
  19. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)
  20. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
  21. Что такое суффикс? (это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  22. Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)
  23. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
  24. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).
  25. Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
  26. Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)
  27. Что изучает Фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)
  28. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)
  29. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например: придорожный)
  30. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).
  31. Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: ветер, мята, люди.)
  32. Как найти в слове приставку? (нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: Например: поговорка - говор, договор)
  33. Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)
  34. Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)
  35. Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне? (двумя проверочными словами: например: колос, колосья - колосок)
  36. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)
  37. Что изучает Графика? (раздел науки о письме, который изучает все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: это буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания)
  38. В каких случаях пишется твердый знак? (после приставок, которые оканчиваются на со¬гласную букву, перед корнем, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я: Например: въехали)
  39. Какие вопросы имеет родительный падеж? (Кого? Чего?)
  40. Какой род имеют имена существительные, к кото¬рым можно поставить слова «он», «мой»? (мужской род: Например: дом, сад)
  41. Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? (у существительное женского рода. Например: дочь, ночь)
  42. Что изучает орфография? (раздел науки о языке, который изучает правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний)
  43. Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает: я, ты, он, они, вы и т.д.)
  44. Как отличить приставку от предлога? (между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или поставить вопрос: Летел (над чем?) над облаками)
  45. Какие вопросы имеет творительный падеж? (Кем? Чем?)
  46. Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам? (изменение по падежам или склонение.)
  47. Как называются слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете? (имена числительные, они отвечают на вопросы: Сколько? Который?)
  48. Какие звуки в некоторых корнях слов не произносятся, а буквы пишутся? (В, Д, Л, Т. Например: чувство, солнце, праздник.)
  49. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)
  50. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
  51. Что изучает раздел в русском языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? (Раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов, то есть из каких частей они состоят)
  52. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? (раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи)
  53. Какие вопросы имеет дательный падеж? (Кому? Чему?)
  54. Что изучает синтаксис? (раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении)
  55. Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами? (частица не, пишется раздельно).
  56. Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы - людей, животных и т.д.)
  57. Какие вопросы имеет предложный падеж? (О ком? О чем?)
  58. На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие имеют окончания в единственном числе? (Какое? Окончания -ое, -ее.)
  59. Что изучает пунктуация? (все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте)
  60. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»? (средний род: перо, дерево.)
  61. Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?)
  62. Какая часть речи членом предложения не является? (предлог не является членом предложения. Он употребляется вместе с существи-тельными или местоимениями и служит для связи слов в предложении. Например: Кошка спит на коврике.)
  63. Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка)
  64. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе и какие имеют окончания? (Какая? Окончания -ая, -яя.)
  65. Сколько грамматических основ имеет простое предложение? (одну грамматическую основу)
  66. Какое слово помощник имеет винительный падеж и на какие вопросы отвечает? (слово-помощник – ВИЖУ и отвечает на вопросы - Кого? Что?)
  67. Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)
  68. На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)
  69. Как называются слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Где? Когда? Откуда? Как? (наречие: Например: Как? Громко. Откуда? Издалека)
  70. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие имеют окончания? (Какие? Окончания -ые, -ие)
  71. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
  72. Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)

Ведущий:

(завершающий этап)

Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Заготовки для чистописания (Анализы каллиграфического письма , Король письма 1,2,3,4 классы)

Используемая литература:

  1. Подгорная С. Н., Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе. 1- 2 классы
  2. Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе
  3. сост. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: Русский язык и литература
  4. Статьи из интернета.

"Неделя русского языка" в начальной школе

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель.Необходимо отметить, что проведение таких недель нацелено не только на повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширения кругозора, но и на повышения профессионального мастерства учителей начальных классов. Программа недели составлена так, чтобы были задействованы все классы, начиная с 1-ого.

Цель:

    воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому языку;

    развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

    плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,

    задания для интеллектуальной игры «Грамматическая мозаика»

    олимпиадные задания для 1-4 классов;

    задания для Брейн-ринга для 3.4 классов

    сценарий для КВНа

    карточки со словами для задания для 1-2 кл.;

    ребусы;

    карточки со знаками препинания;

    грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов;

    дипломы и грамоты «Знатоку русского языка»;

    заготовки для чистописания по классам;

    буквы для коллажа;

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка.

Программа недели русского языка «Великий русский язык» в начальных классах.

Пятница

1.Открытие недели русского языка.

2.Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика».

Суббота

1.Конкурс сочинений «Зимушка-зима».

2.КВН

3.Конкурс «Лучшая тетрадь по русскому языку».

Понедельник

1.Конкурс «Золотое перо». Номинации: «Каллиграфия», «Безошибочное письмо».

2.Олимпиада знатоков русского языка.

Вторник

1. Брейн-ринг между 3 и 4 классами.

2. Защита проектов.

Среда

1.Конкурс чтецов. Номинации «Велик и прекрасен ты, русский язык!», «Стихи на патриотическую тему».

Четверг

Закрытие «Недели русского языка». Награждения.

Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

Сейчас мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка в интеллектуальной игре «Грамматическая мозаика» среди участников нашей встречи.

Итак, начинаем!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий:

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать !».

Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова )

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно. ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые):

Не надо, мне домой, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?): Разные вопросы задаю я всем:

Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
(А. Шибаев)

2 уч-ся (!): -Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.): Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка -
Вывод прост:
Это значит -
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…): - Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:): - Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-): - Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)

7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:

Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

9-10 уч-ся (()) - 2 уч-ся:

Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)

Ведущий:

Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)

Федя (шумно вбегает на сцену):

Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

11 маска(выглядывает из-за кулис):

А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)

Федя: - Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?

Дети: - Речь идет о запятой!

Федя:

Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Так ведь, ребята?

Ведущий:

Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти. Проходите и садитесь, гости дорогие.

А наш праздник продолжается.

В современном русском языке много разделов: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий: - Вот какой был ленивый Лежебокин.

Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое открытию «НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА», завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй.

1 день.

«Загадочный» диктант.

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Буквы-значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? …

Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.

Если ты его отточишь –

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? …

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан

1 день.

Игры со словами. «Шифровальщики».

Расшифровать тайное письмо.

Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита (каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите) .

1 9 2 21 12 1 – 12

14 21 5 18 16 19 20 10

19 20 21 17 6 15 30 12 1 .

А теперь сами зашифруйте какую – либо фразу.

1день.

Конкурс "Хвостоглав"

Что за странные слова?
Ходит кругом голова.
Как читать? Наоборот?
Догадался? Молодец!
Слова первого конец
Стал началом для второго –
Подсказал нам это Вова
Тебе понравилась игра?
Тогда, дружок, составь слова.

2 день.

Игры со словами. «Найди словечко».

Нужно найти в каждой строчке таблицы слово.

Слова могут быть написаны как слева направо, так и справа налево.

Ф

Х

Б

О

Ч

К

А

Р

Т

С

Щ

Ь

Э

Н

И

А

К

Л

У

Б

Ч

Щ

В

А

К

Д

О

Л

М

Н

К

У

Л

О

Ъ

Ш

Н

Ж

С

О

Д

Е

Н

Ь

Л

Ы

Ш

С

Т

У

А

Б

С

У

Ш

К

А

А

К

Щ

Э

Л

Д

О

М

Ы

Ф

Ъ

О

А

Ф

А

Л

Г

Н

А

Н

А

Б

Э

Б

А

Ж

И

Л

Е

Т

Н

О

П

Д

Ф

М

С

О

Л

Ь

И

Ю

Ж

2 день.

Конкурс пословиц и поговорок.

По двум словам восстановить всю пословицу, объяснить её смысл, привести примеры из жизни, когда можно применить каждую из пословиц.

Дело – безделье

Дело – потеха

Дружба – служба

Труд – лень

Воробей – не поймаешь

Семь – один

За двумя – ни одного

3 день.

Конкурс пословиц и поговорок «Ошибки наборщика».

Даны пословицы, но по ошибке первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Без труда … а руки делают.

Глаза страшатся, … считают.

Любишь кататься, … людей насмешишь.

Поспешишь - … не вытащишь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени … потехе – час.

Делу - время, … люби и саночки возить.

В гостях хорошо, … а человека труд.

Новых друзей наживай, … а дома лучше.

Землю красит солнце, … а старых не забывай.

3 день.

Сочиняем стихи «Кто-то начал, ты продолжи!»

Предлагаем продолжить стихотворение по началу.

(Это задание можно предложить для подготовки дома.)

1. Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят …

2. На лодке по реке

Катался пёс – и вот …

3. Встречали звери Новый год,

Водили звери хоровод …

3 день.

Отгадывание шарад «Карнавал слов ».

Начало – нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье.

Слог первый мой – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

На первом – стоит часовой,

Второй – в лесу зеленеет,

И в целом – только стемнеет,

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

Первый слог – намёк слегка –

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше –

Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня .

3 день.

«Цветные» фразеологизмы.

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Кто решился бы отныне, приходя домой усталым,

На зелёной спать перине под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным…

Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!

(Е. Руженцев)

Предлагается вставить подходящие по смыслу пропущенные названия цвета и получить фразеологизмы.

___________ пятно,

_____________ мечта,

держать в ____________ теле,

как __________ девица,

сказка про _____________ бычка,

хранить на _____________ день,

_____________ молодёжь,

смотреть сквозь ____________ очки.

Начало – нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье.

Слог первый мой – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

На первом – стоит часовой,

Второй – в лесу зеленеет,

И в целом – только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А летом и весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

Первый слог – намёк слегка –

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше –

Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье.

Слог первый мой – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

На первом – стоит часовой,

Второй – в лесу зеленеет,

И в целом – только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А летом и весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

Первый слог – намёк слегка –

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше –

Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье.

Слог первый мой – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

На первом – стоит часовой,

Второй – в лесу зеленеет,

И в целом – только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А летом и весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

Первый слог – намёк слегка –

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше –

Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

Начало слова – лес,

Конец – стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье.

Слог первый мой – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

На первом – стоит часовой,

Второй – в лесу зеленеет,

И в целом – только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся

И обойти его стремятся.

А летом и весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

Первый слог – намёк слегка –

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше –

Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня

4 день.

Литературная викторина по сказкам.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку?

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, чего-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

Кто-то за кого-то ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

Но ещё помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Может, это …

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то поглотил.

Потемнело всё вокруг.

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил!

Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек – сказок есть она.

А в ней герой – мальчишка овощной, -

Он храбрый, справедливый, озорной!

Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки …

В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь.

4 день

Собери слово из слогов

Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу так, чтобы

получилось новое слово. Запиши его:

пластинка, картинка, павлин - …

сапоги, парашют, фантазия - …

косари, заморозки, лётчик - …

змея, рама - …

пуговица, молоток, лава - …

укор, бузина, тина - …

4 день.

Викторина пословиц и поговорок «В Королевстве Ошибок».

На листе записаны пословицы и поговорки. Слова в них стоят на своих местах, а буквы перепутаны.

Нужно разгадать пословицы, решив анаграммы.

Зубака – к ростимуд перькасту.

Шомуболь коблюра – шоеболь ваньплае.

Кев вижи – евк усьич.

Чиколн лоде – йлягу месло.

4 день.

Игры со словами «Чудесные превращения слов».

Найди закономерность, по которой из крайних слов первой строки получено слово в скобках. Используя эту закономерность, записать слово в скобках второй строчки.

Парк (краб) полба парус (сажа) саржа

Торт (…) метла анонс (…) огрех

Воск (соха) фрахт канва (внук) улика

Скот (…) фронт холст (…) олень

Гамма (гимн) диван аргон (роза) гроза

Перец (…) клоун атлет (…) норма

5 день

Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Запиши это слово.

б а лет – … б е лка - …

о л ень – … сал а т - …

ма ш ина – … р е чка - …

Т оля – … ст о л - …

М аша – … с етка - …

Т аня - … н орка - …

    день

Как сказать одним словом?

Повесить нос – … За тридевять земель – …

Бить баклуши – … водить за нос – …

Себе на уме - … Очки втирать - … .

    день

Разгадай ребусы :

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

5 день.

Кроссворд «Герои сказок».

1 2 6 11

7. 8 9. 10

к

о

з

а

к

с

и

о

р

е

г

    Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой

    Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане?

    Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена

    Маленькая девочка, ростом с дюйм, появившаяся в чашечке цветка

    Озорной, весёлый мальчик – луковка

    Имя лисы из сказки про Буратино

    Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше

    Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик

    Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку

    Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки

    Хищник, съевший трёх поросят, а также Красную Шапочку и её бабушку

6 день.

Каждое словосочетание замени, одним словом:

музыкант, играющий на трубе - … любящий мечтать - …

детёныш орла - … участник игры - …

смелый человек - … храбрый человек - …

грубый человек - … ленивый человек - … .

5 день.

Рассказ на одну букву.

Предлагается придумать рассказ, каждое слово которого начиналось бы на одну и ту же букву русского алфавита. Обязательное условие – рассказ не должен быть бессмысленным, должен иметь какой-то сюжет. Предлоги и союзы можно употреблять любые.

Пример рассказа на букву С: Сегодня семнадцатое сентября. Сорок сусликов собрались строить столовую. Самые смышлёные стали собирать сучья и солому. Сначала смастерили столы и стулья…

Побеждает тот, у кого получится самый длинный рассказ.

6 день.

Викторина пословиц и поговорок «Кто больше».

Кто больше назовёт пословиц и поговорок, в которых есть различные цифры и числа.

Например: Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

В течение недели учащиеся 1-4-х классов принимают активное участие в конкурсах и викторинах, проходивших в рамках Недели Русского Языка в начальной школе: викторина «Занимательный русский язык», блиц-опрос «Говори по-русски», конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке», конкурс ученических тетрадей «Лучший каллиграф».

В нашей школе викторина «Занимательный русский язык» проводилась среди команд учащихся 2-4-х классов. Конкурсанты продемонстрировали свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.

Изготавливая коллажи, учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Конкурсанты представили большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. По итогам конкурса были определены не только победители и призеры, но и победители в отдельных номинациях: «Творческий подход к работе», «Грамматическое и стилистическое единство», «Стремление к новым открытиям», «Профессиональный подход» и др.

Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка

Задачи:

  • повысить образовательный уровень учащихся;
  • развить самостоятельность учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;
  • повысить уровень профессиональной компетентости учителей.

План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе

№ п/п

Дата проведения

Время проведения

Форма проведения

Ответственные

1 Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе
2 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 4-х классов
3 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 3-х классов
4 . Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-х классов
5 Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов <Приложение 2 > <Приложение 3 > <Приложение 4 >
6 Конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке» <Приложение 5 >
7 Конкурс тетрадей по русскому языку «Лучший каллиграф»
8 Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели Русского Языка в начальной школе.

Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка

Открытие Недели. Знакомство с программой проведения мероприятий.

Ведущий: Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на Неделю Русского Языка. Встечайте нашу гостью – Королеву Грамматику!

Ученик 1:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

Ученик 2:

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Ученик 3:

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя руского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Ведущий: Как будет проходить наша неделя?

Ученик 4:

И пусть сильнее кипит борьба,
Острее соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ученик 5:

И соревнуясь вместе с Вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острее,
Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий: Молодцы! Итак, открываем Неделю Русского языка! На этой неделе Вы должны продемонстрировать и доказать все свои знания и умения в области русского языка!

Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.

Участие принимают по 2-3 команды от 2-4-х классов. Участие принимают команды от каждого класса параллели (10 человек). Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.

Ход работы:

Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?

Задание 1 «Скороговорки»

Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.

Скороговорки для команд:

  • Жук жужжит над абажуром.
  • Уже и ужи в луже.
  • Не доела Нина дыню.

Задание 2 «Загадки»

Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (арбуз ).

Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (крапива )

Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (Будильник )

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки )

Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало )

Задание 3 «Искусство общения»

Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку для команд).

Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!

Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

Задание 4 «Поспевай – не зевай»

Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.

– Сколько звуков в слове ЯМА? (4 )
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (Зелёная )
– Как написать МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (Кошка )

Задание 5 «Комплимент»

Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

Задание 6 «Составляем меню»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:

Слова для команд:

  • Крот + каша = (картошка)
  • Бобр + редут = (бутерброд)
  • Суд + тень = (студень)

Задание 6 «Разгадаем кроссворд»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:

По горизонтали:

2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (река )

5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик )

6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник )

7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (Кольцо )

8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Ветер )

9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (Сова )

По вертикали:

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик )

3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (Молоток )

4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка )

Закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей.

Ученик 1:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2:

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Ученик 4:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Ученик 5:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Ведущий: Дорогие участники, наша Неделя Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. Слово предоставляется … .

Итак, победу в личном первенстве среди учащихся 2-х классов одержал(а) … и пр.
Итак, победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся... класса. и пр.
Самой лучшей работой в конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!
Были также подведены итоги конкурса «Лучший каллиграф». Заслуженную победу одержали учащиеся … классов.

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!