Характеристика символизма. Серебряный век. Символизм. Символизм в русском искусстве

Теоретические положения символизма как нового течения были сформулированы в работах многих авторов. В частности, в статье К. Бальмонта "Элементарные слова о символистской поэзии" (1890), в работе Вяч. Иванова "Мысли о символизме" (1912) и др. Теоретической основой символизма стала книга известного русского писателя, поэта, литературного критика Д. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). В ней автор называет три главных элемента нового течения: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

1. Мистическое содержание

На рубеже ХIХ-ХХ веков европейская цивилизация переживала кризис и в социальной, и в духовной сферах. В это время был подвергнут сомнению позитивизм - положительные науки с их достоверными фактами, точными понятиями, научными выводами и законами. Положительное, позитивное знание было объявлено грубым, недостаточно тонким инструментом познания сущности бытия. Возрос интерес к иррациональному, таинственному, мистическому, подсознательному.

Особенно наглядно это видно на примере философии, психологии:

  • в это время австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создает свою теорию психоанализа, утверждает, что психические процессы, протекающие в нашем сознании, предопределены на уровне подсознания, мотивированы подсознанием;

    немецкий философ-идеалист Фридрих Ницше (1844-1900) говорит о вторичности разума, о его подчиненности воле, инстинктам: "В теле твоем больше разума, чем в твоей наилучшей мудрости" ("Так говорил Заратустра");

    французский философ Анри Бергсон (1859-1941) утверждает, что истинное знание достигается не разумом, а интуицией: "Наша мысль, в своей чисто логической форме, не способна представить себе действительную природу жизни. Жизнь создала ее (мысль. - В.К.) в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль - только проявление, один из видов жизни, - как же может она охватить жизнь? Наш ум неисправимо самонадеян; он думает, что... обладает всеми существенными элементами для познания жизни. Истинная же природа жизни познается не разумом, а гораздо более глубоким и могучим - интуицией" ("Творческая эволюция").

В обществе возрос интерес к линии Платона-Канта, идеалистической философии. В V-IV веках до н.э. Платон (древнегреческий философ) сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном, феноменальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, ноуменальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы "платоновской пещеры". Подтверждением может служить стихотворение известного русского философа, богослова, поэта и литературного критика В. Соловьева "Милый друг...":

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отблеск искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1895

Д. Мережковский выразил эти кризисные настроения, ощущения конца XIX-начала XX века в следующих словах: "И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком... Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана". Эту тайну мира, сферу подсознательного, то есть мистическое содержание, и объявляет Мережковский главным предметом нового искусства. Другой поэт-символист - В. Брюсов утверждает: "...создания искусства - это приотворенные двери в вечность".

Читайте также другие статьи по теме “Русский символизм”.

Ветра, с точки зрения символики, - не просто движение воздуха, а сверхъестественные проявления, которые отражают намерения богов. С одной стороны, учитывается ненадежность ветра, с другой стороны, - их ощутимое воздействие несмотря на невидимость. В местностях, где возникают ветра с определенным направлением (бора, сирокко), легко представима их персонификация, как, например, в античной Греции: суровый северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину во Фракию; Зефир, мягкий западный ветер, приносит богу любви Эросу юную Психею. Меньше обращалось внимания на южный ветер (Нот) и восточный ветер (Эур). Чаще всего персонифицированные ветра изображались крылатыми, Борей с ногами из тел змей.
В Древнем Китае ветер (фэн) в древние времена почитался как бог-птица, возможно, как первичная форма феникса. Здесь ветра тоже различались и назывались по небесным направлениям. «Фэн-шуй» - наука о «ветре и воде», о выборе места по природным данным при закладке зданий. «Фэн» обладает также переносным значением в смысле ласк, а также слухов. Прорицатель называется «зеркалом ветра».
В Древнем Иране, а также в исламе ветер необходим для создания космического принципа порядка в мироздании. В Древнем Египте прохладный северный ветер приходит из горла бога Амона, а имя шумерского бога Энлиля в переводе означает «Господин Дуновение Ветра». В текстах ФилофонБиблоса (ок. 60-140 гг. н.э.), восходящих к древнесирийским представлениям, в первозданные времена парит «темный ветер, который сам себя оплодотворяет» над хаосом. Древняя Мексика связывает ветер (Эхекатль) с богом Кетцалькоатлем, который в этом проявлении носит на лице маску с клювообразным носом.
Наиболее впечатляющая - символика ветра в Библии, где слово Руах (грамматически женского рода!) означает также дух, дуновение и дыхание. «Руах» Бога парит в начале мира над водой. Поэтическим величием обладает описание божественного откровения в Третьей книге Царств, пережитое пророком Илией: «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос, и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (19,11,13). Сильные, вызывающие страх проявления стихийных сил являются только предвестниками появления Бога у священной горы Хореб; его сущность выражается в мягком дуновении. Библия содержит в тексте многочисленные места подобного рода, при этом «буря» или сильный ветер чаще всего ясно отличаются от божественного дуновения, Божьего Духа. В Новом Завете говорится о том, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанн, 3, 8). В легендах евреев говорится (Э. Бен Горион, 1980): «Две вещи здесь, которые не созданы, - ветер и вода. Они с самого начала были здесь, как и говорится: «Дух Божий носился над водою. Бог един, нет никого второго рядом с ним, и такой же ветер... Ты не можешь схватить его, не можешь ни ударить его, ни сжечь, ни выбросить... весь мир наполнен ветром, один ветер несет землю; он - всевышний, он был вначале всего сущего». Греческое слово «пневма» означает не только дуновение ветра, но также божественный дух; когда дуют на крестника во время обряда крещения, то это символизирует передачу дыхания жизни Адаму. «Четыре ветра» античности, названные по небесным направлениям, удерживаются в Апокалипсисе (Откровении Иоанна) (7, 1-3) четырьмя ангелами. В ксилографиях Дюрера к Апокалипсису их символизируют четыре крылатые дующие головки ангелов.
В целом ветер по своим последствиям представляет собой узнаваемое, но «невидимое» воздействие, божественное дыхание. «Не является ли ветер дуновением духа?» (Вертолет).
В народных выражениях и поговорках на переднем плане находятся непостоянство и быстрое изменение направления ветра («ветер переменился», «здесь дует другой ветер», «повернуться по ветру»); кроме того, существуют обороты речи из символики моряков: «лишить кого-либо возможности действовать» (нем. букв, «забрать ветер из парусов»), «нестись впереди ветра».

Причины появления:

1.

2.

3.

4.

Дм.Мережковского

1. мистическое содержание –

2. символ многозначный

3. красота

Старшие символисты – Валерий Брюсов а нов.

младосимволисты

Письмо А.Белого – вне

Статья Блока «Три вопроса» - категорию долга .

Концепция Ива нова: художник проходит 3 этапа:

1. восхождение – осознание всего вокруг, Себя;

2. нисхождение –

3. ХАОС –

Идеи младосимволистов –

Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»

Во второй половине 20-х годов многие недавние герои гражданской войны становятся преступниками. И их образ романтизируется, т.к. уходом в преступность они выражали свой протест против того, что революция не оправдала их надежд (они боролись за процветание, а страна в разрухе). Критики называли их «новые лишние люди», «преступники поневоле». Эти люди не нашли места в советской действительности, хотя и воевали за нее.

Ольга Зотова («Гадюка») рафинированная девочка из купеческой семьи, пережившая убийство родителей, ставшая бойцом Красной армии с шашкой наголо. Ее даже наградили брошью. После войны она оказалась на Дальнем Востоке и не знала, как дальше жить. Она привыкла к мужской среде, стала «пацанкой», она знала только, что «надо победить белых». Она приехала в Москву в нелепой юбке, сшитой из скатерти. Мещанская московская публика называла ее Эскадронной шлюхой, хотя она была просто образцом целомудрия. Она поняла, что ей надо влюбиться, она преобразилась, к ней стали приставать – она все давала отпор, и чтобы спастись одному «мужчинке» призналась в любви. Он сбежал. Ее соседка Лялечка потом стала тыкать ей в лицо свидетельством о браке, Ольга схватила револьвер и убила ее. Повесть начинается с конца, когда бледная дрожащая женщина приходит в милицию и признается в убийстве.

Буженинов («Голубые города») тоже убивает своего соперника, поджигает свой родной город, но как бы они преступники поневоле.

Толстого упрекали, что он каких-то исключительных людей выбирает. На самом деле Толстой выбирает как раз очень типичные явления. Он говорит о том, что вот это ускорение истории, революция, которая миллионы людей под свои знамена позвала, а они пришли на стихийном уровне. Они не понимали очень многого, и они не готовы были к будничной работе. Поэтому когда наступила мирная жизнь, они просто оказались трагическими жертвами этих событий.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

Лрическая героиня первых книг Ахматовой

Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В этих стихах любовь не всегда светлая, зачастую она несёт горе. Общая тема: расставание, а точнее - переживания девушки по поводу расставания с любимым человеком. Присутствие двоих, когда-то бывших вместе, - неотъемлемая черта.

В стихотворениях есть диалоги (характерные скорее для эпических произведений, нежели для поэзии), передающие накал страстей:

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…"

В стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…» героиня бежит за героем, уходящим из её дома в ворота - дверь из замкнутого пространства в общий большой мир - навсегда.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

В обоих случаях подчеркивается отстраненность героини и героя друг от друга. Она чувствует себя обманутой, несправедливо обиженной.

В момент кульминации звучит: “уйдёшь, я умру”, “со мною умри!” Аура смерти придаёт особое звучание мотиву разлуки: переживания героини становятся максимально драматичными, выводят всю ситуацию, описанную в стихотворении, на совершенно новый эмоциональный уровень.

Совершенно ясно, что, несмотря на возможность многообразия трактовок этих стихотворений, все они вероятны только в рамках единого сюжета, который не вызывает сомнений, и происходят из загадочности женского характера, загадочности самой жизни. Но загадочность эта не мистическая, а обыкновенная, свойственная жизни вообще и женской жизни в частности, загадочность любви, которую никто не отрицает и не подвергает сомнению.

В первой книге «Вечер», которая считается насквозь петербургской, очень много южных, морских тем. Ахматова воссоздает поэтическую атмосферу Причерноморья. Героиня - обожженная солнцем, ставшая черной, с выгоревшей косой, царско-сельская гимназистка с наслаждением сбрасывала с себя манерные условности Царского Села, все эти реверансы, чинность, благовоспитанность, став, как она сама себя назвала в поэме, "приморской девчонкой". Юг, подаривший ей ощущение воли, свободы; понимание и вечности и кратковременности человеческой жизни.

2. Композиция и стиль романа Ю. Олеши «Зависть».

Роман «Петербург»

Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ - это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Первый роман трилогии – «Серебряный голуб», про интеллигента, пытавшегося понять народ, попадает в секту голубей и этот таинственный мир народной жизни убивает его. Написан классическим, простым, понятным языком. А в «Петербурге» сразу бросаются в глаза повторы, главки, обрывки без названий – открытый модернизм. Роман не сразу взялись печатать, да и первая мировая война началась, в общем до читателя «Петербург» дошел только в 1916 году в альманахе «Сирин» (Сиринское издание «Петербурга»).

В 1922 Белый в Германии переделывает роман (Берлинская редакция). Сейчас можно найти и ту и другую.

Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели.

Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.

Аполлон Аполлонович не любил острова, которые не хотели вписываться в строгие перпендикуляры Петербурга. Он хотел «пригвоздить острова стрелой моста». А.А. – олицетворяет бюрократию, идею порядка, все подчинено должно быть его циркуляру. А.А. доводит идею порядка до абсурда (все ящики в шкафах по частям света и по номерам –бюрократия по-русски).

Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину –типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного встадника». О том, что Петр основал город, обреченный на наводнения, что правители не властны над стихией – конфликт города (государства) и личности. Петербург – это город-фантом. Невский пр-т превращает людей в тени. Город извращает живую жизнь, отец и сын становятся врагами, сын должен использовать против отца сардинницу ужасного содержания – потому что в таком туманном городе-фантоме террористическим идеям уютней всего. И Николай Аполлонович даже не задумываясь говорит: "да, я готов совершить акцию". А потом окажется, что эта акция – убийство собственного отца. Город соединяет в себе черты Запада и Востока. Провокатор Липанченко – «у него были черты не то семита, не то монгола». Софья Петровна Лихутина, знаменитая петербургская дама, свой дом устроила – очень было много элементов Японии, и она сама ходила в кимоно. Т.е. такие нелепости, соединение несоединимого.

Если по постулатам модернизма то:

  1. Отказ от отражения реальности
  2. Жизненный факт, не данность, а проблема. Питер не город, а мифологема.
  3. Немозможность конечных истин в искусстве
  4. Стремление к хаосу, абсурду

Герой модернизма – человек несчастного сознания

2. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»: герой, язык; композиция.

К.Бальмонт и символизм

(1867 – 1942 г.) Константин Дмитриевич Бальмонт. Книги: «Горящие здания», «Только любовь», «Будем как солнце». Статья «Элементарные слова» о символизме: реалисты – толпа, охваченная как прибоем, реальной жизнью; символисты же – мыслители, стремятся к идеальному.

Черты символизма у Бальмонта:

* мелодичность – важна стихия музыки, она дает зыбкость, таинственность. Звучание слова важней его смысла.

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы

* торжество «Я» - замкнутость на самом себе, часто употребляет в стихах местоимение «Я».

* музыкопись – Бальмонт не первое лицо в символизме (по сравнению хотя бы с Блоком), но его мелодическая организация стиха очень точно характеризует символизм.

Особенности стихов Бальмонта: аллитерации, повторы, параллелизмы. Часто упоминаются стихии: ветер, вода, солнце, огонь. Настойчивое повторение звуков: «Челн томления» (Ч), «Камыши» (Ш), и т.п.

«Будем как солнце» - образ солнца как животворящего мира, будем как солнце – ведь оно – молодое, в этом завет красоты". Солнце – источник всего, движения, и он сам уподобляет себя солнцу, говорит, что «если солнце погаснет, я буду солнцем для вас».

«Горящие здания» - крик убогой души, нагнетание безобразного, как некий элемент эстетизации.

Бальмонт считал себя поэтом мгновения, которое он пытается остановить, поймать, передать от него впечатление (его часто сравнивали с художниками-импрессионистами).

Повышенное внимание к технике стиха!

«Я мечтою ловил уходящие тени» - не входит ни в одну книгу, но в нем цель действия символизма, его философия:

Я мечтою ловил уходящие тени ,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени ,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Ритмический рисунок воспроизводит лестницу, это прием, часто употребляемый у символистов называется – синтаксическим параллелизмом.

Повторяет о неуловимости – мечта не конкретизирована, это некая грёза, что-то идеальное.

Тени «погасшего дня» - сумерки, в них загадка мироздания, переход дня в ночь, мистическое явление – любимое время дня символистов.

Восхождение на башню – прозрение, поэту (эго!) открывается тайна бытия, а все остальные во тьме, внизу. Заканчивается стих:

Я узнал как ловить уходящие тени

Уходящие тени потускневшего дня

Торжество гордыни поэта-символиста, ему открыта тайна, он уподобился Создателю, но затем:

И все выше я шел, и дрожали ступени

И дрожали ступени под ногой у меня

Т.е. процесс познания тайны бесконечен.

Пик популярности Бальмонта – 1905 год, его читают, издают, он некое солнце поэтов-символистов, шлягер того времени. В нем нет ничего экстраординарного, но он удивительно мелодичен и своей гармонией звуков завоевал себе читателя. В Бальмонте появляется страшное явление – желание нравиться, желание быть кумиром, которое является основанием для рождения массовой культуры – очень опасного феномена 20 века.

2. Основные тенденции развития современной прозы.

Постмодернизм-явление первоначально появившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве.Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хасан в 1971.., 1-й манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в1979 вышла книга Ж. Лотара «Постмодернистское состояние» , в которой философски осмыслилось сост. Мира в период развития средств массовой коммуникации, способность замене реального мира компьютерной иллюзией. В прозе постмодернистов особый хар-р приобретает повествование. У них сочленяется язык разных эпохи культур, обыгрываются стереотипы восприятия жизни. П. используют приём стилевой неоднородности произведения, и создают текст, основанный на противоречивых диссонансах, внутренней борьбе разнородных форм. В поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» образы возникают в процессе диалога между высоким стилем классич. русск. поэзии и площадной бранной лексикой жизненного «дна». В отрывках о глазах и о духовной мощи переплелись и одическая интонация жизнеутверждающей прозы соцреализма и реализация метафоры, создающая пафос (глаза не продадут (предадут) ничего не продадут и не купят), и цитата стих-ния в прозе Тургенева «Русский язык» , и фольклорн.-усечённая-пословица. Русское постм-ое тв-во --это процесс язык. игр (обыгрывание цитат из классич. и соцреалист. лит-ры) Цитироваться может сюжет, мотив, каноническая эстетическая конструкция, миф. Автор в постмодернистской прозе часто становится и персонажем, одним из главных героев. В «Душе патриота» Е. Попов сообщает, что он лишь публикатор переписки некоего Евг. Анат. Попова –литератора. Вен. Ерофеев сливается со св. Веничкой: «Ваш покорный слуга, экс-бригадир монтажников ПТУСа. автор п. «Москва --Петушки».А в романе Битова «Пушкинский дом» происходит постоянная подмена автора героем и героя автором. При созд. текста автор постоянно перебивает себя, уточняет какие-то детали, объясняет смысл образа, говорит о причине того или иного действия. Наиболее распространённый жанр-дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма. Комментарии. соч. героями романа.Жанр коротких фр-ов-«Линии судьбы или Сундучок Милашевича» М. Харитонова. В эпистолярном жанре. адресат которого мифическое, несущественное лицо, напис. «Душа патриота, или Послание к Ферфичкину» Е. Попова. Типичное явление свойственное только русскому постм-му, можно считать соц.-арт. Он вбирает в себя соц. язык. язык культурного соцреализма. В текст входят идеологические штампы, клише, лозунги, вступающие во взаимодействие.(появился в сер-не 70-х г.)Демонстрирует приёмы и специфику соц.-арта пов. З. Гареева «Парк». Действие происходит в парке культуры и отдыха --своеобразный очаг массовой культуры периода соцреализма. Доска почёта, скульптура «Девушка с веслом»,--символ торжества раскрепощённой женщины.В парке как в жизни всегда есть место подвигу.(Петров останавливает летящий в толпу поезд). Русский постмодернизм неоднороден. Имеет 2 ветви-соц.-арт и коцентуализм.Сквозь постм-ую форму проглядывает связь с классич. реализмом.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Тема любви в рассказах И. Бунина.

Бунин создал образец повести – «Деревня» - с глубокой социальной и национальной проблематикой; Роман вымышленной биографии «Жизнь Арсеньева»; создал жанр литературного портрета; Лев Толстой был идеалом Бунина, за «безмерное расширение личности», за способность преодолевать себя.

Бунин не признавал идею прогресса. Есть только 3 вещи, которые неизменны: болезнь, любовь, смерть.

1. 1900-е годы – от книги «Листопад» до повести «Деревня» - тема России.

2. 1910-е годы. «Господин из Сан-Франциско», сборник «Чаша жизни» - выходит особый вид бунинского психологизированного рассказа, заканчивается «Окаянными днями».

3. Эмиграция. «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар», цикл «Темные аллеи», много рассказов.

В этот период (с 1940 по 1948, т.е. уже пожилым человеком) в рассказах Бунина также присутствует тема любви. В них очень силен эротический момент, в цикле «Темные аллеи» его можно назвать даже назойливым. Тем есть самоповторение. Этот период является скорее угасанием творчества Бунина, но самым любимым читательским циклом.

В фокусе его произведений особые моменты человеческой жизни – вспышки любовного чувства, когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, после которого он открывает для себя всю красоту мира и полное свое отсутствие в нем. Например, в повести 1925 года «Митина любовь», герой, обманутый в своих чувствах, в финале стреляется.

Герой задает себе вопрос, который является главной загадкой рассказа: «Что это значит вообще – любить?».

Любовь в изображении Бунина - это уникальное состояние человека, ощущение целостности личности, согласие чувственного и духовного, тела и души, красоты и добра. Любовь - это стихийная сила, роднящая человека не только с «вещественной», земной природой, с «плотью» мира, но и с его «душой»: «Теперь же в мире была Катя, была душа, этот мир в себе воплотившая и надо всем над ним торжествующая...»

Преображающая магия любви равна магии смерти. Настигнутый «солнечным ударом» любви, который срывает с вещей оболочку привычного, герой по-иному начинает воспринимать все вокруг, заново воссоздает, творит мир в его первозданной красоте, открывая в своем сознании истинные ценности.

Кульминацией драмы становится уход Кати и попытка героя освободиться от любовного «наваждения», попытка «замены» в надежде, что клин выбивается клином (эпизод с Аленкой). Но попытка обречена на неудачу: случайная плотская связь поражает разочарованием. Любовь торжествует свою незаместимость, свою уникальность. Катастрофа героя теперь уже неотвратима: мир в его глазах становится «противоестественным».

Финальная картина написана автором с поразительной убедительностью воплотившегося парадокса - радостной смерти: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что, не думая. что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от нее и не попасть опять в тот ужасный мир, где он провел весь день и где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов. Он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».

2. Лирическое и эпическое в творчестве С. Есенина 1924-1925 гг.

Общая характеристика русского символизма (Р.С.)

Причины появления:

1. Сильное влияние французских символистов (Рембо, Верлен), живописи, культурных явлений.

2. Ситуация в русской лит-ре: на смену реализму (Толстой) пришел натурализм - искусство должно быть учебником жизни, надо передать жизнь настолько натурально, насколько это возможно.

3. Увлечение Востоком, оккультизмом.

4. Влияние Бергсона, Шопенгауэра, Ницше и Владимира Соловьева.

Ницше сказал: «Бог умер!», отсюда в символизме уравнивание Бога и Дьявола (никак невозможное раньше).

Р.С. рождается в начале 90-х годов в споре с натурализмом. Труд Дм.Мережковского : «Об упадке в русской лит-ре» - отмечает упадок и рождение нового течения – символизма. Три элемента:

1. мистическое содержание – в центре внимания не социум, не мир, а какая-то вечная тайна; душа художника как предмет искусства;

2. символ многозначный образ, не поддающийся рациональной расшифровке. Читатель – сотворец, т.к. каждый видит в символе что-то свое;

3. расширение художественной впечатлительности – искусство должно стремиться к эстетическому. Не плоское «фотографирование» реальности, как у натуралистов; триада Канта «истина-добро-красота» себя развенчала: желание истины привело к народному террору, желание добра оборачивается смертью людей; Единственное, на что можно опереться – это красота (явление панэстетизма). Вместо правдивого натурализма (показываем жизнь) – вернуть искусству его эстетическую природу.

Символистов называют декадентами, говорят об упадничестве этого искусства. Это очень эгоцентричное, элитарное искусство, они не претендуют быть «для всех».

Старшие символисты – Дм.Мережковский, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб (Питер, ж-л «Новый путь); Валерий Брюсов , Константин Бальмонт (Москва, ж-л «Весы»). Основы миропонимания символистов – эгоцентризм, отказ от отклика на реальность, субъективизм и эстетизм. В начале 1900-х годов символизм как замкнутое явление испытывает кризис, и на смену приходят младосимволисты (нач.1900-х) – Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Ива нов.

Символизм, как замкнутое явление, в начале 900-х годов переживает кризис, возникают потребности в переменах, которые провозглашают младосимволисты (Белый, Блок, Иванов, Соловьев).

Письмо А.Белого – искусство должно быть жизнетворящим, созидающим, оно не может быть вне жизни, оно должно вторгаться в жизнь и менять ее.

Статья Блока «Три вопроса» - перед творцом должно стоять 3 вопроса: Что? Зачем? Как? Символизм отвечает только на «как», т.е. увлечено формой, эстетикой. Блок утверждает необходимость нравственного содержания (нет искусства без этики). Выдвигает категорию долга .

Старшие символисты приравнивали себя к Богам и считали, что их идеи больше, чем мир, а Блок говорит, что эволюцию искусства возможна только в осознании долга и ответственности.

Концепция Ива нова: художник проходит 3 этапа:

1. восхождение – осознание всего вокруг, Себя;

2. нисхождение – высшая точка в понимании всего (мира, Бога, себя)

3. ХАОС – достигают только гении – произведения художника отчуждаются от его «Я» и становятся частицей мирового хаоса, фактом бытия.

Идеи младосимволистов – создать искусство, которое самим фактом своего существования изменит мир, привнесет светлые, гармонизирующие начала. Преодолевали эгоцентризм, пессимистичность старших символистов. Открыты миру, а не замкнуты внутри себя, соответственно, более привлекательны для публики.

2. Образ «лишнего человека» в повестях А.Н. Толстого «Голубые города» и «Гадюка»..

Течение символизм было одним из самых ярких и заметных направлений модернизма, которое оказало сильное влияние на развитие искусства, поэзии, музыки и литературы. Особенностью было то, что вместо стали использовать определенный символ, который указывал на изменчивость жизни и поиск абсолютной правды.

Особенности

Символизм. Что такое понимают под данным термином? Особенностью данного течения было то, что изменилось не само искусство, литература или музыка, а поменялось отношение к данным категориям. Символисты были экспериментаторами, они искали что-то новое, всеобщее и универсальное. Для этого использовали определенные загадки, тайны, намеки и недосказанность.

Основную роль в направлении играет воображение человека. Именно оно создает аналогии или определенные связи между предметом или явлением и его образом. Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления этого периода оказали большое развитие на последующую культуру, литературу, музыку и искусство.

Возникновение термина

Направление символизм появилось в 60-70 годах 19 столетия во Франции. Оттуда оно распространилось в другие страны. Его эстетичекие принципы были изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье “Символизм”.

Что такое было предложено автором? Мореанс утверждал, что символ - это противоположность поучению, риторике и длительным описаниям. Идея должна быть представлена в особенной чувственной форме, которая может быть достигнута при помощи воображения. Для этого автор должен использовать особый стиль, включающий в себя тайны, сложные словообразования, иллюзии и недоговоренность.

Признаки

Таинственность и загадочность - это не все, чем обладает символизм. направление на самом деле? Это можно увидеть при помощи его характерных черт:

  • Желание создать идеальную картину мира.
  • Передача самых тонких и незаметных побуждений души.
  • Высокая образность, легкость и музыкальность.
  • Применение намеков и открытых финалов.
  • Высокий показатель использования звуковых и ритмических средств литературы и поэзии.
  • Наполненность слов разнообразными знаками.
  • Эстетизация смерти.
  • Ориентация на элитного читателя.

Важной характеристикой также было то, что слово становилось некоторым шифром, тайной, которую мог разгадать человек при помощи своего воображения и души.

Проявления течения в литературе, поэзии и искусстве

Символизм, акмеизм и другие направления оказали сильное влияние на литературу, искусство и поэзию. Они наполнили их новым смыслом и позволили по-другому взглянуть на самого человека.

Что касается искусства, то в этот период характерно использование женских образов, представленных в виде животных, деревьев или природных явлений. Это позволяет создавать сложные ассоциации и аллегории. Истину прячут от человеческих глаз, однако ее можно увидеть при помощи чувств и подключения роли подсознательного.

Литературный символизм имеет очень глубокую и богатую историю. Работы авторов данного периода создают многочисленные иллюзии, и символы, которые гениально вплетаются в прозу. Примерами этого служат работы Джона Стейнбека, и других авторов.

Поэзия стала самым большим и всеохватывающим резервуаром для символизма. Это связано в тем, что стихотворения имеют меньше описаний, поэтому становятся идеальной почвой для связи явлений и их символов, а также для применения иллюзий, метафор и тайн.

Различия между символизмом и другими течениями

В конце 19 - начале 20 века появляется много направлений в модернизме, которые имеют схожие черты, однако являются уникальными и оригинальными течениями. Важно обратить внимание на следующее:

  • Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова.
  • Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы урбанизации, в которых поэты видели
  • Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация на грядущее. Для поэзии используется эпатаж и окказионализмы.
  • Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений, демонстрация любви к себе.
  • Имажинизм. Для этого течения основой является создание определенного образа. Основное выразительное средство, которое было для этого использовано - это метафора, а также целые метафорические группы и цепы. Для этого направления характерно применение анархических идей и этапажа.

Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления начала 20 века оказали сильное влияние на музыку, искусство, поэзию, литературу и культуру в целом.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм - это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

Серебряный век

Под этим термином понимают образный период в русской поэзии, который появился в начале 20 века. Этот период связывают с такими именами как Николай Гумилев, Александр Блок, Владимир Маяковский и другими выдающимися личностями.

Символизм Серебряного века был неоднородным, и его можно разделить на два этапа:

  • Старший. Поэты этого времени воспринимали символизм как творение чувств и художественных ценностей. Важную роль здесь играет эстетика. К этой группе относят Брюсова, Бальмонта, Мережковского, Сологуба и др.
  • Младший. Символизм начинает воспринимается как философское и религиозное явление. Этот период представлен именами Блока, Белого, Иванова и др.

Символизм - это яркое направление модернизма, которое оказало сильное влияние на музыку, поэзию, литературу и искусство. Характерной чертой течения было использование образов таинственности, недосказанности, которые можно раскрыть при помощи воображения и чувств. Символизм имел много общего с другими направлениями начала 20 века, однако отличался самобытностью и уникальностью.

Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к другим историческим эпохам.

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре нашей страны.

Символизм — исторический период

В русском символизме различают:

  • «старшее поколение» — представители: Д.Мережковский, А.Добролюбов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Н.Минский, Ф.Сологуб, В.Брюсов
  • «младшее поколение» — младосимволисты — А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

Основные черты символизма

Двоемирие у символистов

  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Религиозность у символистов

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

Эстетика символистов

В их манифестах выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,-

это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д.Мережковский был озадачен двумя идеями:

  • «идеей нового человека »
  • «идеей жизнетворчества » — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Например, у А.Блока:

«Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.

Характерные признаки символистского направления

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая циклизация творчества каждого автора
  • поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом, символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме .

Наша презентация по теме

Понимание символа

У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.

Понимание символа у символистов

  • философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский,).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь