Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.
Способы словообразования существительных
- Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
- Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
- Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
- Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
- Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
- Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).
Суффиксальный способ словообразования
Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:
- Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
- Имена отвлечённые образуются:
- от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
- от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
- Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.
Самостоятельно выбрать уровень сложности. Определите лишнее слово. Правописание суффиксов и окончаний. Остановка «Компьютерная». Даны слова: золотая рыбка, невод, невод, корабельщики. Урок – аквариум. Геометрия – построение фигур, какой формы может быть аквариум. Без рук, без ног, а щиплется? Дети рассаживаются внутри условного обозначенного аквариума (прямоугольник, круг).
«Имена собственные в русском языке» - М.: Просвещение, 2004. Цели урока: Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. Литература и интернет - ресурсы. Фатенкова Светлана Юрьевна Русский язык 1 класс. Русский язык в начальной школе:1 кл.: Книга для учителя. Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л. А.- М.: Вако, 2007.
«Существительные собственные и нарицательные» - Какие существительные называются нарицательными? Какие существительные являются именами собственными? Тема «Имена собственные и нарицательные». Мои родители… 23 Февраля – день защитников Отечества. Закончить предложения, подобрав подходящие имена собственные. Я читаю журналы… Как пишутся имена собственные?
«Множественное число имён существительных» - Числовое согласование в именных группах в русском языке. А.Г. Пазельская [email protected] ABBYY Software House Москва “Диалог-2007”, Бекасово, 3 июня. Отличия имён ситуаций. Синтаксическое число у предметных имён и у имён ситуаций. Объект. Подтверждения предсказания. Дискретность и однородность. Контрпримеры.
«Склонение имён существительных» - Что? И.п. Мария Р.п. Марии Д.п. Марии В.п. Марию Т.п. Марией П.п. о Марии. Например: Р.п. времени Д.п. времени Т.п. временем П.п. о времени. Выполните задания. И.п. договоренность Р.п. договоренности Д.п. договоренности В.п. договоренность Т.п. договоренностью П.п. о договоренности. Чем? Т.п. Кем? Чему?
Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.
Общие сведения
«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.
Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.
Способы образования слов
Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.
Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:
В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.
Приставочный метод словообразования
О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.
Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:
- слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
- слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
- слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
- слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
- слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».
Особенности приставочного метода
При образовании слов таким способом следует знать, что:
Суффиксальный метод словообразования
Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:
- слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
- слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
- слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
- слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
- слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».
Особенности суффиксального метода
Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).
Приставочно-суффиксальный способ
Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.
Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов
Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:
- слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
- слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
- слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
- слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».
Особенности приставочно-суффиксального метода
Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.
Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:
- стакан - подстаканник;
- оружи-е - обезоружить;
- сво-й - по-своему;
- шеф - подшефный.
При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:
1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:
- подоконник, то есть под окном;
- подстаканник, то есть под стаканом;
- безлуние, то есть без луны.
2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:
- люд-и - без-людь-[ й ]-е.
3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:
- от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
- от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).
4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:
- без-рог-0-ий, то есть без рогов;
- без-ног-0-ий, то есть без ног.
Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:
- без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
- без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).
Закрепление материала
Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:
1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.
2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.
С помощью приставок существительные образуются от существительных. Приставочный способ образования имён существительных менее распространён, чем суффиксальный.
1. Выясните по «Словарю» значение слов, указанных в заголовке. Как образованы эти слова? Спишите.
Демилитаризация. Демобилизация.
Оба слова начинаю(т, ть)ся одной и той же пр..ставкой. Если её о..бросить, слово тотчас измени(т, ть)ся. Без де- оно сразу стан..т выражать противоположный смысл. Получае(т, ть)ся, маленькой приставки достаточ но, чтобы остановилась грозная военная машина, несущая смерть и разрушения , чтобы солдаты в..рнулись домой и занялись мирными делами.
(По Л. Микитич.)
Подчеркните дополнения.
2. Подберите к данным словам однокоренные существительные с указанными приставками. Обозначьте приставки.
Не-:
аккуратность, благ..дарность, вн..мание, вежл..вость, дел..катность, пр..ветливость, р..шительность, добросовес ность, искренность, вн..мательность.
Без-(бес-):
с..рдечность, ответственность, грамотность, полезность, сознательность, порядок, хозяйственность.
Пере-: р..гистрация, дв..жение, плавка, восп..тание.
Пре-: увел..чение, уменьшение.
При-: вкус, город.
3. Обозначьте состав данных слов и способ их образования.
Пересев, контр..така, бе..порядок, бе..действие , безобл..чность, сомножитель.
Какие значения слова действие вам известны? С какими из них связано значение выделенного слова?
Приставка или префикс (от лат. praefixum
— прикрепление спереди) — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит обычно для образования слов той же части речи с новым значением: бежать — от
бежать — за
бежать, автор — со
автор
.
Приставка не является обязательной частью слова. Есть много слов без приставок: лес, думать, голубой
и др.
Приставка не меняет существенным образом значение слова, а привносит дополнительный смысловой оттенок в создаваемое родственное слово. Сравните: бежать — при бежать — от бежать — у бежать — за бежать — под бежать.Чаще всего с помощью приставок образуются имена прилагательные и глаголы, наречия: военный — не военный (прил.), играть — про играть (глаг.), за думчиво (наречие) .
Присоединение приставки образует слово той же части речи, что и исходное: бег-забег, милый — премилый, сесть — присесть.
Внимание: присоединение суффикса может образовать слово другой части речи: белый — бел\е\ть — бел\изн\а.
Некоторые приставки могут использоваться для образования форм прилагательных и глаголов (формообразующая функция):
худший — наи
худший, скверный — пре
скверный, ломать- с
ломать.
Приставки могут присоединяться к словам любой части речи (в отличие от суффиксов), сохраняя при этом одно и то же значение:
раз
веселый, рас
прекрасный, рас
чудесный; сверх
удача, сверх
скоростной; недо
делка, недо
учка; за
думать (глаг.), за
думка (сущ.), за
думчивый (прилаг.), за
думчиво (наречие).
В слове может быть одна приставка:при
город, без
вредный и т.д.
Может быть несколько приставок:без
/вы
/ходный, при
/от
/крыть, без
/раз
/мерный, рас
/по
/ложить, пре
/не
приятный, не
/пред
/рас
/по
/ложенный.
Приставка обычно находится в начале слова. Но, в сложных словах, в которых два корня, приставка
может находится в середине слова
(перед корнем):
радио/при
/ёмник, лесо/за
/готовки, рельсо/у
/кладчик, водо/за
/бор.
Во многих словах приставки срослись с корнями , так как слова потеряли первоначальную связь с корнем. В некоторых учебниках такие приставки выделяются, а в других не выделяются:восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный, охотник, внимание, преследовать, приказывать, заказывать, преподаватель, прекрасный (но: красный-прекрасный цвет — приставка пре-).
Среди приставок есть
- синонимичные , т.е. приставки имеют одно и то же значение, употребляются в одинаковых по смыслу словах, придавая словам оттенки значений: бес /порядок, не /порядок; вы /красить, по /красить ;
- антонимичные (образовывают слова противоположные по значению) : в/лететь, вы/лететь; при/шел, у/шел; под/ъехал, от/ъехал; за/вязать, раз/вязать; за/крыть, от/крыть; по/любил, раз/любил ;
- многозначные , т.е. приставка в разных словах придает разное значение: при/плыть (обозначает приближение), при/ лепить (присоединение), при/лечь (неполнота действия), при/морский (нахождение вблизи чего-либо).
Большинство приставок русского происхождения: о-,от-, под-,над-, пере-
и др.
Иноязычных приставок немного: а-, анти -, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-
:
а/моральный, анти/общественный, архи/важный, интер/национальный, контр/разведка, ультра/звук, де/мобилизация, дез/инфекция, дис/квалификация, ре/организация, экс/-чемпион, им/порт, экс/порт.
Группы приставок по правописанию:
- Неизменяемые (первообразные)
. Всегда пишутся одинаково. Их надо знать «в лицо»: в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-
:
в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.
- ПРЕ-/ПРИ
- НЕ-, НИ-
- C дефисным написанием кое- (кой-), во- (в-), по-
- Иноязычные приставки.
- Неотделяемые приставки, которые срослись с корнем: охотник, сказка, невежда.
- Орфограммы на стыке приставки и корня.
На З-/С- : без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, их-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос- .В приставках роз-/рос- — раз-/рас- под ударением пишется о, а без ударения а: рОспись, распИска.
Алгоритм выделения приставки
- Определить значение слова и первое исходное слово, от которого образовалось исследуемое слово. Используя родственные слова, определить корень, затем определить часть перед корнем — предполагаемую приставку.
- Определить оттенок лексического значения, которое придает полученная приставка слову.
- Определить , .
На тестах/экзаменах рекомендуется вопросы с приставками пре-, при- оставлять напоследок для экономии времени. - Проверить правильность определения приставки подбором слов с данной приставкой (в том же значении).
- Подставь — глагол
- Значение: ставить подо что-то.
- Родственные слова: став/ить, у/став/ленный, за/став/ить =>корень -став- .
- Часть слова перед корнем — под-. Приставка под- — неизменяемая.
- Слова с приставкой под-: под/держка, под/ранок, под/бодрить.
Следовательно приставка под -.
Трудности при выделении приставок.
- Некоторые приставки нельзя или трудно отделить от слова.
- Важно определить границу между приставкой и корнем или следующей приставкой.
- Иногда, слова с приставкой и слова без приставки начинаются одинаково. Чтобы их различить, надо проверить значение корня исследуемого слова без приставки. Значение корня должно сохранять основное значение слова: существительное про/стой()
(«вынужденное бездействие») , происходит от глагола про/стоять
, корень — стой, тогда про
— приставка; прилагательное прост(ой)
(«нетрудный, доступный») — приставку выделить невозможно, т.к. остаток не будет иметь смысла, тогда прилагательное прост(ой)
не имеет приставки.
Примеры:
по/лезет (от лезть) — полез/н(ый ) (от польза), проб/ова(ть) (от проба) — про/би(ть) (от бить), все/мер/н(о) (от все и мера) — в/сем/ер/о (от семь), вз/рыв() (от рвать) — вздор() .
Слова имеют разные приставки: по/дыш/а(ть) (от дышать) — под/ш/ить (от шить), в/скор/е (от скоро) — вс/кро(ет) (от крыть).