Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ. Правописание ча-ща". Занятие по дифференциации звуков и занятия по развитию речи

Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия

Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

Какой звук издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч)

Какой звук слышим, когда подметаем листья? (Щ-Щ-Щ) Молодцы!

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Горка

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [ щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа.

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: ( АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

Ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик )

Давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик(картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.( слова

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино )

- Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

полоскать –

10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки , На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

Енок

Удо

__ётка

Еснок

Улок

Ека

Егол

Еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер , мощный луч, горящие щи , птичье чебетанье, учёный ченок , щистое помещение , молощная пища, овочная начинка , чудесное угощение)

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

Если вы сейчас выполните следующее задание, то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Фанура Маннапова
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Программное содержание :

Упражнять в дифференциации звуков «Ч» , «Щ» в словах;

Упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –ЧК и –ИЩ;

Закрепить умение выделять первый звук в словах , место звука в слове , умение делить

слова на слоги;

Воспитывать умение обращаться к другу ласково;

Воспитывать желание помочь другим;

Расширить знания о профессиях.

Демонстрационный и раздаточный материал :

Кукла – мальчик, игрушка щенок, картинки, игрушки со звуками «Щ» , «Ч» , полоски с пуговками, индивидуальные зеркала.

Словарная работа : щенок, щекочу, щётка.

Предварительная работа :

Д/И «Назови ласково» , «Звук спрятался » , артикуляционная гимнастика,

Литература : Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» .

Ход занятия:

1. Разминка для ума.

- Воспитатель : - Ребята, как всегда мы начинаем наше занятие с разминки . На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени . Например : «Меня зовут Анна, моё имя начинается со звука «А» » (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук ).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Воспитатель : - Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии , нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Лопаточка, «Желобок» , «Прятки» , «Улыбочка» .

3. Новый материал.

- Воспитатель : - С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В городе Муравленко, в одной хантыйской семье, жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На 23 февраля родители подарили Чуку маленькую собачку. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен . (дети определяют звуки ) . Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал :

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

А в каких словах встретились оба звука ? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .

Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит : «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч» , как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч» ». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

4. Физминутка

- Воспитатель : - Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч» , то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ» , то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете .

Предлагаемые слова : чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Воспитатель : - Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ) .

Предлагаемые слова : хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

5. Закрепление. Развитие мелкой моторики.

- Воспитатель : - Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове , а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч» , затем со звуком «Щ» ). Предлагаемые слова : человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ» . Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки . Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ» . Когда вы найдёте слова с заданными звуками , то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова : Чуку – со звуком «Ч» , а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание) .

6. Итог :

- Воспитатель : - Нашим гостям пора домой. Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали ? Чем они похожи? Вам понравилось занятие ? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

конспект

занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Дифференциация звуков «Ч» , «Щ» ».

Воспитатель : Маннапова Ф. Р.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

(Старшая группа)

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

1-ое задание.

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Добы… Встре…

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

Кру… Та…

Сви… Ка…

Кри… Сту…

Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

2 задание .

Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

3-е задание.

Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

В каких словах вы услышали звук Щ?

А в каком слове встретились оба звука?

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Молодцы!

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

5-е задание.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0

Физ.минутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6-задание.

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/

Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Елена Лесникова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»

Тема : «Дифференциация звуков [Щ] , [Ч].

Задачи :

1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ] , [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;

2. Развивать чувство ритма.

3. Воспитывать активность, дружелюбие.

Место проведения : группа.

Количество детей : 8 человек.

Методы :

Словесный (рассказ, диалог)

Наглядный (демонстрационный материал, игрушки)

Игровой (игровая ситуация)

Практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)

Приёмы :

Организация детей на занятие ;

Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация) ;

Активизация словарного запаса математическими терминами;

Использование ТСО;

Оптимальное использование демонстрационного материала.

Материал :

демонстрационный : Игрушки, буквы.

раздаточный : картинки со звуками .

Дети встали в круг.

Игра «Доброе утро»

В : Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.

Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.

Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки ?

В : Саша?

С : Это звуки[ Ч ]и [Щ] .

В : Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ] .

Дайте характеристику звука [ Ч ]

Какой он? (гласный или согласный)

Почему он согласный Миля?

М : Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.

В : Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?

С : Он всегда мягкий, глухой.

В : правильно (вывешивают на доску звук [Ч] )

В : А сей час дайте характеристику звуку [Щ] .

В : Какой он Никита?

Н : Согласный.

В : Почему?

Катя : Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.

В : Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?

В : Всегда мягкий, глухой.

В : Ребята скажите а что у них общего?

Д : Они согласные, всегда мягкие, глухие.

В : Молодцы.

В : Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил :

Взял я щетку и растческу

Расчешу щенку я шерстку.

В : Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)

В : Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ] , 2 слова со звуком[Ч] .

Дети : Щенок, щетка, расчёску, расчешу.

В : правильно.

В : Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч] . например : не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена) .

В : Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.

В : А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :

Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.

В : Хорошо

В : Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.

Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.

Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.

В : Молодцы.

В : Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть :

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч] , топни тожкой, если услышишь звук [Щ]

Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.

В : Молодцы.

В : Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.

Ответы детей : Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.

В : Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.

(Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)

В : Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.

Внимательно посмотрите и составьте предложение.

В : Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.

Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.

С : потому что в этом слове слышится звук Ч .

В :Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.

Рефлексия : С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч , Щ.

Дети называют слова и уходят).

Публикации по теме:

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.