Из чего же сделаны наши пластинки? Винил и все-все-все. Все о виниле: как делаются виниловые пластинки; как настроить проигрыватель Из чего делают винил

Отличная музыка на время, пока изучаете материал статьи — жмите PLAY =)

Не скажу, что винил сегодня популярен, особенно в век захватившего мир господства mp3 и процветающего пиратства, когда практически любую композицию с помощью правильного пользования поиском и прямыми руками можно найти без особого труда и напряга. Но многие ценители этого теплого звучания и неповторимого ощущения, когда к музыке можно прикоснуться, практически, напрямую — руками, продолжают несмотря ни на что собирать свои бесценные коллекции виниловых пластинок . А многие вещи, особенно давние и до сих пор невозможно найти в цифре.

Недавно пересматривал свою небольшую коллекцию, которую я стал собирать в далеком 2007-м и остановился в районе 2010, так как удовольствие это, конечно, замечательное, но не из дешевых и требует особого подхода, да и актуальность в клубах его практически исчезла. Хотя задумался о продолжении и увеличении своей коллекции (уже больше ради своего удовольствия), но речь в этой статье пойдет не об этом.

Все происходит на заводе грампластинок, который является тем местом, куда звукозаписывающие компании (лейблы) отправляют свои записи на определенном носителе (CD-R, катушка, мини диск), который используется потом непосредственно для печати пластинок.

Для того, чтобы перевести студийную запись на винил , чтобы пластинка после ее выпуска звучала так хорошо, насколько это возможно, требуются особенные уши и глаза. Мастеринг пластинки есть ни что иное, как перевод аудио, записанного на другом носителе так, чтобы все уровни записи были скопированы на винил — в этом, собственно, и заключается работа «инженера-резчика».

Мастеринг виниловой пластинки по большому счету не сильно отличается от того же процесса для CD, в том плане, что также можно поправить небольшие ошибки сведения. Но у винила есть некоторые особенности, например многое зависит от того на каких болванках будет изготовлен тираж — абсолютно новые пластинки или б/у — в первом случае Вы получаете отличное качество, а в случае если при изготовлении используются переработанные диски ждите побочных шумов и тресков. Так же существуют цветные пластинки и пластинки с картинками, хотя не смотря на привлекательный глазу вид качество их звучания оставляет желать лучшего.

Итак, в самом начале, как правило, происходит «резание лака» («cutting a lacquer») — процесс гравировки путем травления мягкого лака специальной вибрирующей иглой. После этого лак покрывают металлом и используют для приготовления штамповочных пластин. Нарезка винила — это и есть его мастеринг. На микшерной консоли в обратном направлении проигрывают исходную запись. Эта консоль хитрым образом связана со специальным аппаратом, который нарезает дорожки на чистом лаковом диске.

Музыкант, кстати, может получить образец этого самого лакового диска, который можно заценить на простом проигрывателе и проконтролировать качество, но за отдельную плату. Еще одна особенность записи на винил — это «непредсказуемость», то есть, если с CD все ясно и понятно — как будет звучать в итоге, то в случае с винилом могут возникнуть непредсказуемые результаты звучания каких либо инструментов — слишком резкое звучание высокого голоса, например.

Тонкий слой серебра либо раствор никеля наносится на готовый лаковый диск, затем застывший слой металла снимают, на нем остается отпечаток лакового исходника («негатив»), с которого делают «матрицу», а уже с нее создают «пресс», который в итоге и идет для тиражирования. Чтобы сделать пару тысяч копий пластинок хватает пары прессов, которые вследствие их износа выбрасывают делают новые.

В итоге расплавленный винил зажимают между двух прессов, когда винил застывает — получается пластинка. Пластинку образец всегда прослушивают, чтобы проверить ее звучание и нет ли каких то ошибок, которые могли возникнуть в процессе подготовки матрицы и пресса. Как раз на этом этапе еще не поздно всё исправить. Если все в порядке и отлично звучит — тираж запускают в производство. Готовые пластинки, выходящие из под пресса еще теплые, поэтому могут деформироваться, для того, чтобы этого не случилось их кладут в специальные плоскости и накрывают специальным грузом, чтобы в итоге пластинки охладились и в тоже время оставались плоскими.

Ниже видео, на котором все вышесказанное можно посмотреть воочию.

Мысли Позитивно! Red Nuts / A. Stroganov

Изобретатель Адам Сэвидж раньше вёл передачу «Разрушители легенд». Сейчас он продолжает радовать фанатов созданием оригинальных устройств в проекте «Сэвидж строит», и в очередном выпуске программы энтузиаст продемонстрировал действующую реплику легендарной пушки из кинокартины Люка Бессона «Пятый элемент». Читать дальше
  • Свыше полутора столетий после изобретения велосипеда движение обеспечивалось за счёт мускульной силы ног пользователя, вращающего педали. Однако эпоха высоких технологий вносит свои изменения даже в такой традиционный вид транспорта. Разработчики нидерландского стратапа Byar Bicycle предложили оригинальную конструкцию электрического ве... Читать дальше
  • До начала 21 века компакт-кассеты были одним из основных носителей данных. Впервые они появились в 1963 году, но затем их вытеснили с рынка CD-диски, а чуть позже USB-флешки. Однако производитель из Японии Nagaoka Trading не согласен с этим трендом. Бренд представил несколько вариантов новых аудиокассет. Читать дальше
  • Неутомимый изобретатель «флайборда» из компании Zapata Фрэнки Запата, демонстрировавший недавно своё изобретение на военном параде в Париже, не смог перелететь через пролив Ла-Манш. Читать дальше
  • Основное требование к современным ноутбукам - это компактные размеры и длительная автономная работа. Представленный в Китае ноутбук Honor MagicBook Pro с 16,1-дюймовым дисплеем благодаря полноэкранному дизайну не превышает по размерам стандартные модели с экранами диагональю 15.6 дюймов. Читать дальше
  • Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

    Виниловое возрождение 4. Как делают пластинки

    По данным Ассоциации производителей фонограмм (IFPI) за семь месяцев текущего года производство виниловых пластинок увеличилось на 125% по сравнению с годом предыдущим. Значительная часть выпущенного винила приходится на Евросоюз и США, где не только работают старые производства, но и открываются новые фабрики. Американские и японские компании также увеличивают выпуск винила, в то время как в России фабрик грампластинок больше не осталось. О том как изготавливают грампластинки - в этом кратком обзоре

    Производство виниловой пластинки начинается с изготовления мастер-диска. Для этого на фабрике используют алюминиевые подложки.


    Такую заготовку помещают в специальную машину, которая покрывает каждую подложку необходимым слоем лака - на выходе получается лаковый диск.




    Мастеринг осуществляется следующим образом - исходную запись проигрывают в обратном направлении на микшерной консоли, подключенной к нарезающему станку.

    Затем наступает время так называемого "резания лака". На виниловом станке вибрирующая игла травлением гравирует лак.


    Вытравленный лак затем покрывается металлом и используется для изготовления штамповочных пластин. В качестве покрытия обычно используется тонкий слой серебра или никеля.

    Дорожки на металлической пластине прорезаются с помощью вот этого аппарата


    После изготовления матрицы весь лишний метал срезается

    Изготовленный "тяжелый" диск хранится у производителя десятилетиями, и зачастую все последующие переиздания делаются именно с него, поскольку мастер-диски быстро изнашиваются (алюминий все-таки).

    После остывания лака на матрице, его отделяют от металлической пластины


    Готовые матрицы промывают специальным составом







    В производстве выделяют отцовский и материнский диски. То есть - имеется мастер-диск, есть его копия - тяжелый отцовский диск, плюс копия отцовского - материнский диск (изготавливается напылением серебра на отцовский диск). Материнский диск может играть на проигрывателе. Если материнский диск ломается при печати тиража, с отцовского делают еще одну копию. Как правило одна такая матрица рассчитана на 1500-2000 пластинок.

    В центре пластинки с помощью специального станка выбивается серийный номер пластинки и, если необходимо, текст

    После того как пластинка готова к печати, наступает черед винила.


    Его привозят в виде небольших шариков, которые засыпаются в экструдер - пресс нагревающий и выдавливающий винил.

    На выходе получается "виниловая лапша"

    Сам по себе экструдер выглядит как средних размеров станок


    Затем виниловая лапша поступает в машину-печь, которая плавит этот "полуфабрикат".

    При этом на многих фабриках работают машины, останавливать которые нельзя. Перерыв в производстве - и все внутренности печи забьются вот такими кусками винила

    Параллельно с изготовлением винила печатают и наклейки на пластинки. Специальный пресс вырубает их из стопки.



    Наклейки кладутся с двух сторон, под пресс подается виниловая масса. Несколько секунд максимального давления (более 100 тонн) и пластинка почти готова.




    Теперь необходимо обрезать края с помощью триммера. Раньше использовались более простые модели, требующие участия человека.

    Теперь процесс в значительной степени автоматизирован.


    Готовую виниловую пластинку оставляют остывать в специальных контейнерах.

    В целом такое производство оказывается достаточно затратным. Самые маленькие фабрики соглашаются печатать пластинки тиражом не менее 250 экземпляров. Главным образом это объясняется высокой стоимостью металлических матриц и точностью работ по травлению дорожек (все замеры осуществляются с помощью специальных микроскопов). Как заявляют производители, сегодняшних производственных мощностей явно недостаточно, чтобы добиться хотя бы 200% себестоимости пластинки по сравнению с золотой эпохой винила.

    Вместе с тем растущий спрос на пластинки оставляет как производителям так и меломанам определенный повод для осторожного оптимизма.

    Вы когда-нибудь задумывались на тему “а как же вообще пишутся эти виниловые пластинки”?

    Коротко о процессе создания виниловых дисков

    1. Все начинается с эталонного диска, сделанного из алюминия. Такой диск покрывается лаком и отправляется на студию звукозаписи
    2. На студии звукозаписи на этот диск с помощью сапфирового резака “нарезают” дорожки на пластинку
    3. Затем этот диск сверху покрывается слоем какого-то металла (олово с чем-то там и никель). Здесь пластинка держится полтора часа и этот показатель очень важен, потому что передержка или недодержка может испортить всю работу!
    4. Эту пластинку опускают в специальный бак с раствором, где происходит электрохимическая реакция, в процессе которой весь металл оседает аккуратно на пластинке.
    5. Этот слой металла сдирается с алюминиевой пластинки и с помощью устройства находится центр пластинки
    6. Далее эта железная накладка используется, чтобы прессовать раствор из поливинилхлорида в знакомые всем нам пластинки (в наше время используется 180 грамм такого раствора, что делает пластинку толстой и прочной). Наклейки клеются на этом же этапе, прямо перед прессингом. В среднем время такого прессования 22-28 секунд

    Для демонстрации всего этого есть отличное видео на русском языке

    А также похожее видео на английском

    Как можно видеть на этих видео – процесс создания пластинок довольно сложный и требует львиной доли аккуратности и терпения. А также один такой шаблон-матрица для пластинок способен вроде бы всего на 1000 копирований (в этом я не уверен).

    Немного истории

    Рассказ про монопольную компанию звукозаписи “Мелодия”, которая вроде как собиралась возродиться еще в 2009 году

    Еще про мелодию

    Настройка проигрывателя

    Вот к примеру отличное исчерпывающее руководство по настройка винилового проигрывателя с нуля на примере отличной винтажной вертушки JVC QL-A7 (подойдет практически к любой вертушке)

    А также еще одно видео по настройке суперпопулярного среди диджеев проигрывателя Technics

    Винил сегодня

    Многие, увидев виниловую пластинку, говорят: “А что, их еще выпускают?”. Да, верно, выпускают! Виниловый рынок еще держится, проигрыватели для них тоже до сих пор выпускают.

    Выбор проигрывателя

    На рынке полно проигрывателей от производителей аудио техники, среди которых Audio Techica, Rega, Pro-ject и даже Technics. Вот только качество современных проигрывателей оставляет желать лучшего: бюджетные проигрыватели в ценовой категории до 13 000 р. вообще ни на что не способны, кроме как на разрушение ваших аудио записей. Головки в них не меняются, тонармы вообще не настраиваются, можно менять только иглы, горизонтальный наклон тоже не настраивается, в общем, если задумались купить проигрыватель — готовьтесь потратить хотя бы 20 тысяч на него.

    Так что же брать: винтажный плеер или современный? Я, да и многие другие, порекомендуют покупать винтажные проигрыватели родом из 80х годов (у меня тоже такой). Отличным вариантом будет Technics SL-1210 MK2 , он выпускается снова — то есть в итоге это новый проигрыватель, но точная копия старого. Стоит такой ~80 000 рублей. Можно найти такой же винтажный на барахолках намного дешевле, если поискать (я не нашел(). Также неплохие вертаки JVC QL A7 и некоторые модели от Pioneer (кстати, 2010х годов, очень даже новые).

    Что же касается советских плееров, самый популярный из них Арктур 006 – отличный вертак! Только придется найти переходники DYN выходов на RCA. Найти такой на барахолке можно за 3 000 рублей и докупить к нему голову нормальную за 2000 – 6000 рублей (можно и голову за 20к поставить, хуже не будет).

    Внимание! Приобретая виниловый проигрыватель, вы автоматически попадаете на деньги и на метры площади для хранения пластинок.

    Типы пластинок

    Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.

    Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).

    Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

    • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
    • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».

    Цвет грампластинок в основном чёрный , хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

    Форматы

    Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин (у последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 24 мм для проигрывателей-автоматов)

    В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″ , 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры - 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.

    Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.

    Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм , толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120-220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (джукбоксов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигывателей) и с дугообразными просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было легко выломать центральную часть и получить большое отверстие.

    Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео .

    На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.

    Стереофонические пластинки

    Записи «на костях»

    Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

    История

    Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

    Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

    Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

    В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

    Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

    Первая революция

    Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ″ - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

    Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

    В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

    Вторая революция

    Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

    С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи граммофонных (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
    В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).

    Настоящее время

    В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада. Однако, ещё несколько лет спустя, вплоть до середины 90-х годов, тиражи производили бывшие филиалы гос.компании «МЕЛОДИЯ» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Так, например, в 1991 г. первый винил независимой Украины «Самотний дощ» поп-группы «Вечерняя школа» вышел тиражом всего 10.000 экз.(компания «Аудио-Украина»).

    В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см, англ. LP , используются до сих пор:

    • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
    • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
    • любителями старины, коллекционерами;
    • Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок, цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер) используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, относительной инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен по-другому. И, кроме того, грампластинка является единственным носителем звука, который может быть воспроизведен без помощи электричества.

    Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA , продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост .

    Можно выделить два основных рынка грампластинок:

    1. Первичный
    2. Вторичный

    На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

    В настоящее время дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

    Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

    Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

    Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок .

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека , вып. 411) - М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

    Ссылки

    • Набор-конструктор для изготовления механического записывающего граммофона (англ.)