Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII века. Повседневная жизнь Было ли злом местничество

Европа и Московское государство в 16-17 веках

Московское царство в 16 веке было далекой окраиной христианского мира, и бури, сотрясавшие Европу, отдавались здесь лишь слабым эхом. Московия жила своими собственными проблемами и понятиями и представляла собой особый мир, во многом странный и непонятный для других христиан — даже для русскоязычных православных из соседних Литвы и Польши.

Территория , подвластная московским государям, за эти два столетия расширилась до невиданных по европейским меркам размеров — подобное бывало в истории лишь при мощных завоевательных движениях Рима и кочевых племен (арабов, монголов, турок). Но Московское царство было не более воинственным, чем любое европейское государство той эпохи, — приращения территории доставались ему скорее из-за слабости соседей, нежели благодаря его собственной военной мощи.

После развала Орды образовался некий «вакуум силы», и этот «вакуум» втягивал Московию во все новые и новые завоевания. Она начала присоединять к себе одну за другой бывшие ордынские территории: Казанское, Астраханское, а затем и Сибирское ханства. Подчинение и присоединение земель на востоке было единственным надежным способом обезопасить себя от набегов, во время которых тысячи русских людей угонялись в рабство (работорговля еще процветала и была для ордынцев важным источником доходов).

После того, как Казанское, Астраханское и Сибирское ханства пали, восточные границы Московского государства стали совершенно размытыми: власть царя простиралась до тех географических пределов, до каких были в состоянии дойти русские землепроходцы-колонисты.

На юге твердой границы тоже не было. В 16 веке земли южнее Тулы и Рязани были малопригодны для оседлых и мирных земледельцев — слишком велика была опасность набегов крымских татар. Крымские ханы, начиная с 15 века, находились под защитой могущественного турецкого султана, поэтому покончить с ними так, как с Казанью и Астраханью, было сложно. Плодородные степные черноземы оставались почти невозделанными; осваивать эти территории могли только казаки — вольные, не обремененные семьей и капитальным хозяйством, вооруженные люди. Лишь с конца 16 века началось методичное продвижение московских границ на юг — одна за другой, все южнее и южнее, возводились оборонительные линии, строились новые города-крепости.

Только на западе граница Московского государства была определенно очерченной — и именно за этой границей в 16-17 веках оставалась большая часть территории бывшей Киевской Руси, вошедшая тремя веками раньше в Великое княжество Литовское и Русское (и затем в состав ). Там жило не меньше православного и говорившего по-русски населения, чем в самой Московии.

Однако московские цари присвоили себе титул государей «всея Руси» и считали своими «отчинами» все территории, входившие когда-то в состав Древнерусского государства. удалось в первый раз отвоевать у Литвы пограничный Смоленск, но продолжить «собирание отчин» ни он, ни его потомки не смогли: войны с западными соседями были долгими, тяжелыми, изнурительными и до второй половины 17 века — бесплодными.

В 16 веке «под высокую руку» московских царей попали многочисленные народы разных вероисповеданий — Россия стала многонациональным и многоконфессиональным государством. Знатных «инородцев», принявших православие, охотно принимали на царскую службу.

«Москва — третий Рим». В начале 16 века появилась идея, которая обосновала образ правления и строй жизни Московии, придала им высший, религиозный смысл и целенаправленность.

Византия всегда была для Руси наставницей в христианстве, в Константинополе находился центр восточного христианства и православной государственности. Но в 1453 году турки штурмом овладели великим городом, всегда бывшим для русских Царь-градом , и водрузили над храмом св. Софии зеленое знамя ислама. Событие это как громом поразило всю Европу, но сильнее всего отозвалось в восточной Руси, все еще бывшей частью мусульманской Орды. После того, как Московия обрела независимость, она оказалась единственным суверенным православным государством.

Московская Русь стала главным оплотом «греческой веры», и руководители русской Церкви прониклись сознанием своей ответственности за судьбу «истинного» христианства.

Церковные книжники внушали московским государям, что на них возложена высокая миссия — сохранять в первозданной чистоте православную веру, которой во всех других странах грозила страшная опасность уничтожения от «неверных»-мусульман.

Не меньшей опасностью считалось и «загрязнения» православия от еретиков. Еретиками же (и даже вовсе нехристианами) в Москве считали и католиков, и протестантов, и униатов (православных, признавших религиозное верховенство римского папы). Даже недавние учителя в вопросах веры — греки — вызывали сильное подозрение в «нечистоте» их православия (как, впрочем, и все остальные православные христиане, не являвшиеся подданными Москвы).

Родилась официальная теория, объясняющая сокровенное значение прошлого и настоящего Московской Руси. Она придала «высший» смысл московской государственности и определила ее цель в будущем. Эта идея выразилась в краткой, но емкой формуле: «Москва — третий Рим».

Лучше всего раскрыл эту формулу современный церковный иерарх (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский):

«Богу угодно вверять сохранение истин Откровения, необходимым для спасения людей, отдельным народам и царствам, избранным Им Самим по неведомым человеческому разуму причинам. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем царствам. Первоначально служение принял Рим — столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованному православному Константинополю — «второму Риму» средних веков. Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к «третьему Риму» последних времен — к Москве, столице Русского Православного царства. Русскому народу определено хранить истины православия «до скончания века» — второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования, этому должны быть подчинены все его устремления и силы».

Принятое на себя русским народом служение требует соответственной организации Церкви, общества и государства. Неограниченная власть царя (самодержавие) — это форма существования православного народа, данная самим Господом. Царь — Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. «Конституция» самодержавного государства — Евангелие.

Взгляд на Русь, как на «третий Рим» вначале утвердился в церкви и при дворе, а затем проник и в массовое сознание населения Московской Руси.

Самым ревностным сторонником этого взгляда был царь . Он попытался на практике осуществить идеал государства избранного народа, «нового Израиля». Во времена его царствования очень сильны были ожидания «конца света», Страшного суда, и царь чувствовал себя призванным подготовить свой народ к наступлению «последних времен». Созданное им представляло собой, по сути, военно-монашеский орден, целиком и абсолютно подчиненный государю — единственному ответчику перед Богом за все дела его людей.

(1507-1569)

Он продолжал политику своих предшественников: добивал традиции самостоятельности князей и бояр ( ), затаптывал уже едва заметные остатки городских вольностей ( ). Но делал он это с невиданным прежде размахом и патологической жестокостью.

При этом царь глубоко страдал оттого, что его называют «кровопийцей», что им пугают детей и никто не понимает, что он выполняет свой тяжкий долг царя избранного народа — очищает свой народ от греховной скверны накануне Страшного суда и устраивает свое государство в соответствии с Божьим замыслом (как он его понимал). После кровавых погромов и массовых казней царь Иван истово молился вместе со своими, едва омывшими руки от крови, верными опричниками и рассылал по монастырям длинные списки загубленных им людей — для молитв о прощении грехов своих «ослушников».

При Иване IV Московское царство — бывший ордынский улус — победило и поглотило осколки Батыевой Орды — Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Политическая карта восточной Европы и южной Сибири после Грозного очень напоминала карту двухвековой давности времен первых сарайских ханов, — но центр обширной державы был уже не в волжской степи, а в Москве!

Церковь. Вера в эту эпоху не связывала Русь с остальным христианским миром, а, наоборот, отделяла. Чем дальше, тем больше она воспринималась как религия одной нации, одного государства, — ее так и называли: «русская вера». Само собой разумеется, что католиков и протестантов христианами не считали (их долгое время даже не различали; вот как, например, характеризовали жену Лжедмитрия Марину Мнишек: «латынской веры девка, луторка и кальвинка») — всякое общение с ними, даже бытовое соприкосновение, запрещалось.

Уже с 15 века московские митрополиты назначались без оглядки на константинопольских патриархов — Москва отказалась признавать их авторитет после Флорентийской унии и падения Константинополя. В конце 16 века Борис Годунов добился учреждения в России патриаршества, т.е. формальной независимости, самостоятельности (автокефальности) отечественной Церкви. Русская Церковь стремилась окончательно замкнуться в национальных, государственных границах.

Однако полностью осуществить это стремление мешали насущные нужды самой Церкви. Христианство и образование, «ученость книжная», были неотделимы друг от друга, а с ученостью у русского духовенства той эпохи были большие проблемы.

Богословия в Московском государстве практически не существовало, проповеди прихожанам не только не читались, но и вообще считались вредными. Священники вели предписанные службы наизусть, не вдаваясь в смысл произносимых слов и вообще не придавая им значения. Широкое распространение получило «многогласие», когда, ради экономии времени, церковная служба разбивалась на отдельные части, которые читались одновременно — так что, прихожане, даже если бы и захотели, не смогли бы разобрать смысла произносимого.

Для большинства даже высших священнослужителей «чистота» христианской веры сводилась к точному исполнению обрядов, которым фактически придавалось значение магических ритуалов. Однако и в этой области Церковь столкнулась с серьезными трудностями при первых же попытках ввести в объединенном государстве единые, «истинные» обряды.

Еще в 15 веке выяснилось, что разноречивые традиции и богослужебные книги не дают ни малейшей возможности определенно ответить, например, на такие животрепещущие вопросы: следует ли проводить крестный ход с востока на запад («посолонь») или наоборот? Сколько раз в конце службы возглашать «аллилуйя» — два или три? Следует ли креститься двумя или сложенными в щепоть тремя пальцами? От обязательного для всех разрешения этих вопросов тогда пришлось отказаться; когда же к этому вернулись спустя два века, результатом стал раскол русской православной Церкви.

«Нестяжатели» и «иосифляне» . «Рецепты» праведной жизни, которые давала верующим русская Церковь, были несложными и понятными. Идеальным способом спасения души считалось полное отречение от мира и пострижение в монахи, хотя бы в последние минуты перед смертью. Те же, кто оставался «в миру», должны были прилежно соблюдать установленные обряды и щедро жертвовать на церковные нужды. Монастыри владели гигантскими земельными угодьями, которые постоянно увеличивались. Это происходило из-за распространенного среди бояр обычая завещать свои вотчины «на помин души» — в надежде, что монахи смогут замолить любые грехи умершего.

В конце 15 — начале 16 века такое чисто внешнее благочестие стало подвергаться критике со стороны так называемых «нестяжателей» — последователей преподобного Нила Сорского. Самое сильное впечатление на современников произвел его протест против накопления («стяжания») земель монастырями. Другие, более глубокие мысли Нила Сорского, слишком сложные для тогдашнего массового сознания, были по-настоящему услышаны и высоко оценены в России гораздо позже — в 19 веке. Взгляды Нила Сорского встретили сплоченный отпор со стороны большинства духовенства. Наиболее активно против «нестяжательства» возражал основатель и игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий — по его имени это направление церковного развития получило название «иосифлянство».

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий по-человечески были натурами противоположного склада. Хотя оба они еще молодыми постриглись в монахи, оба возмущались тогдашними монастырскими порядками и вынуждены были прокладывать собственный путь в монашестве. Но поиски их пошли в разных направлениях.

Неукротимый и неутомимый Иосиф построил собственный монастырь, ввел там строгий устав, стал рачительным хозяином притекавших богатств и суровым начальником над братией. Иосифов Волоколамский монастырь прославился дисциплиной, что отличало его от большинства тогдашних обителей, не блиставших строгостью нравов. Иосиф чтил «букву» Писания, не претендуя на самостоятельное истолкование его духа, а его ученики довели это отношение до крайнего «буквопочитания» (« Всем страстям мати — мнение. Мнение — второе падение» ).

Нил же совершил паломничество на греческий Афон и был поражен святостью тамошних старцев — она выражалась не в типичных для Средневековья монашеских «подвигах» самоистязания, а в ясности духа, отрешенности от мирской суеты, христианских взаимоотношениях в среде братий. Вернувшись домой, Нил стал вести именно такой образ монашеской жизни — в уединенном месте, в бедности, добывая необходимое пропитание трудом рук своих и не принимая от мира ничего, кроме минимального подаяния. Он учил монахов, которые за ним последовали, искать спасения души не в усердном «телесном делании» — битье поклонов, строгих постах и т.п., а в освобождении от дурных помыслов, во внутреннем очищении. Нил Сорский не обличал мирских неправд, он заботился о спасении душ — своей и тех, кто желал его слушать. Однако его «внутреннее благочестие» исключало сделки с совестью, и его последователи — «нестяжатели», («заволжские старцы», как их называли) и их духовные ученики — стали теми немногими, кто осмеливался говорить правду царям.

Василий III вначале был очень расположен к «нестяжателям»: они внушали к себе почтение безупречной жизнью, начитанностью и, кроме того, проповедовали пагубность церковного землевладения. Однако, столкнувшись с неуступчивостью и принципиальностью митрополитов из «заволжских старцев», Василий склонился на сторону «иосифлян», которые развивали идеи божественной природы царской власти и твердо придерживались в отношениях с царями политики «чего изволите».

Подавляющее большинство духовенства в 16 веке с готовностью подчинялись царской власти во всем — царь назначал и отстранял от должности митрополитов, при желании мог активно вмешиваться во внутрицерковные дела, не терпел со стороны духовной власти ни малейшего неодобрения своих действий. Единственное право, которое дружно и сплоченно отстаивало большинство духовенства, было право владеть накопленными церковью земельными и иными богатствами.

«Иосифлянское» направление в русской церкви победило, хотя взгляды Нила Сорского находили последователей и в последующие века.

Московское самодержавие. «Жаловать есмы своих холопов вольны, а и казнить вольны же» — эту несложную политическую идею Иван Грозный доказал, пролив реки крови и ни разу не столкнувшись со сколько-нибудь организованным сопротивлением общества. Русские люди были уверены, что сопротивление власти законного царя, что бы он ни творил, — тягчайший грех перед Богом. Но долготерпение подданных, поражавшее заезжих иностранцев, объяснялось далеко не только религиозными убеждениями.

Присоединяя новые «землицы», московские государи обеспечивали прочность своих приобретений давно и хорошо отлаженными методами. Знатные, богатые и влиятельные люди из каждого города вывозились в Москву, вместо отобранных у них имений царь жаловал их новыми землями, а на их место сажал своих служилых людей. При необходимости это могли проделывать не один раз — так, чтобы окончательно разрушить самоорганизацию населения и предотвратить возможные сговоры и бунты.

В 1510 году умолк последний в России вечевой колокол (во Пскове). Через 13 лет Василий III обманом выманил последнего удельного князя в Москву и засадил его в свою темницу. Вся власть надежно сосредоточилась в руках московского великого князя, и даже знатнейшие бояре стали называть себя всего лишь его холопами.

Русские бояре, в отличие от крупных западноевропейских феодалов, не обладали экономическим могуществом — никто из них не мог и помыслить тягаться богатством с царем. В руках московских государей сконцентрировалась гигантская земельная собственность, и материальное благополучие знатных родов все больше зависело от царских пожалований. История не сохранила серьезных попыток бояр играть самостоятельную политическую роль в государстве, затевать заговоры и мятежи против царской власти — у них не было для этого ни сил, ни авторитета в обществе.

Московские верховные правители умело натравливали «меньших» людей на «сильных». Так создавался в России миф о «добром царе», единственном защитнике всех слабых и убогих от притеснителей — бояр, дворян, воевод, дьяков и прочая, и прочая. Состоящие на царской службе назывались «государевыми холопами», а все остальные — «государевыми сиротами». «Государевы сироты» искали у царя управы на «изменников-бояр», а бояре могли рассчитывать только на царскую милость и свою незаменимость в деле управления государством.

То, что увидели в Москве первые послы западноевропейских монархов, вызывало у них удивление. Их поражала, прежде всего, абсолютность, безграничность власти великого князя над имуществом, жизнью и честью любого из его подданных. Такую степень господства государя, такую силу его власти европейские путешественники могли наблюдать только в восточных, нехристианских державах. И ближний боярин, и простой крестьянин обращались в своих челобитных к великому князю одинаково: «Яз холоп твой».

Но что поражало их еще больше, так это то, что почти неограниченная, ничем не сдерживаемая власть московского монарха держалась не на грубом насилии, но на сознательной покорности подавляющего большинства самих подданных, на их убеждении, что только тем и может держаться государство, только так и может быть устроена жизнь.

В Московском государстве по отношению к монарху все были равны, — равны в бес-правии . Если в западнохристианском мире различные слои населения (крестьяне, горожане, рыцари, аристократы) отличались друг от друга, прежде всего, тем, что обладали разными правами , то в Московской Руси они различались обязанностями перед самодержавным правителем. Конечно, крестьяне, посадские люди (ремесленники, торговцы), служилые люди, бояре различных степеней имели неодинаковые права, но это проявлялось только в их взаимоотношениях и столкновениях друг с другом, а перед лицом государя они были одинаково незащищенными от его воли.

Гарантией имущества, жизни и чести подданных были только издавна сложившиеся традиции («старина»), но постепенно многие из них московскими князьями все чаще нарушались, ломались и в итоге сходили на нет.

«Государевы холопы» и «государевы сироты». Боярская дума, которая по древней традиции принимала участие в обсуждении всех государственных дел, не ограничивала царской власти: ее права не были закреплены никаким законом, и царь мог принять любое решение, не советуясь с боярами. Вообще, в Московском государстве не существовало законов, защищающих чьи бы то ни было права, как не было и самого понятия прав — разные группы населения различались лишь своими обязанностями.

Все землевладельцы обязаны были нести военную и иную государственную службу, и за провинности царь мог отобрать как поместье, так и наследственную боярскую вотчину. Прочие городские и сельские жители «тянули тягло», т.е. платили государственные налоги.

Государственная служба была тяжела для всех. И в 16, и в 17 веке издавались указы, запрещающие дворянам поступать в холопы (!) и тем самым уклоняться от своего сословного долга — военной службы. Однако искоренить подобное явление не удавалось — видимо, боярским холопам жить порой было легче, чем государевым.

Сбор государственных повинностей с тяглого населения представлял для центральной власти нелегкую задачу. Подати повсеместно собирались посредством так называемого правежа — неплательщиков каждое утро по несколько часов публично били на площади палками по ногам. в течение установленного срока (в зависимости от суммы долга) считалась доказательством того, что денег у него действительно нет.

Закрепощение крестьян. Историк Сергей Соловьев называл население России 16 века «жидким телом» — под давлением сверху оно «растекалось» из центра государства к окраинам, благо территория была огромная.

О том же писал и Василий Ключевский:

«Люди Московского государства … как будто чувствовали себя пришельцами в своем государстве, случайными, временными обывателями в чужом доме; когда им становилось тяжело, они считали возможным бежать от неудобного домовладельца, но не могли освоиться с мыслью о возможности восставать против него или заводить другие порядки в его доме».

В огромном редконаселенном государстве человек — работник, плательщик податей, воин — был в постоянном дефиците. И не случайно челобитные, в которых тяглые люди просили царя о льготах, очень часто кончались одинаковой скрытой угрозой: «а не то придется нам всем разбрестись розно». Недаром в те времена сложилась поговорка: «Кабалка лежит, а Ивашка бежит» .

Поместья, даваемые из казны дворянам за военную службу, часто не могли их прокормить — земли было много, но крестьян, готовых ее обрабатывать, всегда не хватало. Дефицит рабочих рук особенно обострялся после бедствий, которые с середины 16 до середины 17 века следовали одно за другим. Опричнина, затяжная Ливонская война, недороды, эпидемии, всеобщее разорение Смутного времени — все это вызывало резкую убыль населения, запустение целых областей, всеобщее оскудение.

Из-за крестьян часто разыгрывались настоящие баталии — землевладельцы насильно «свозили» их друг у друга, монастыри и «сильные люди» переманивали работников на свои земли льготами и ссудами. Принимая меры по жалобам служилых-помещиков правительство во второй половине 16 — в начале 17 века постепенно запретило любые переходы крестьян от одних землевладельцев к другим. Так крепостное право стало «краеугольным камнем» государства, обеспечивая его и войском, и налогами.

Русские города. В 16-17 веках городское (посадское) население росло очень медленно. Города, в большинстве своем, были скорее военно-административными, нежели торгово-ремесленными и культурными центрами. Исключение составляли северные города (Псков, Новгород, Вологда, Кострома, Ярославль) — только там основную часть населения составляли не служивые, а посадские, т.е. ремесленники и торговцы.

Посадские люди, обязанные тянуть государственное тягло, занимались, кроме ремесла и торговли, также и сельским хозяйством. По образу жизни и кругозору они мало чем отличались от крестьян. Грамотные люди в посадской среде были редки.

Посадские, как и крестьяне, были объединены в общины — «миры», связанные круговой порукой в уплате податей. Сумма повинностей «мира» зависела от числа тяглых дворов, определенного при последней переписи, и если кто-то с посада уходил, то за него должны были платить оставшиеся. Московские приказы 17 веке были завалены жалобами посадских на такую несправедливость. Правительство реагировало просто — велело сыскивать и водворять на место беглых посадских людей, чтобы «тянули» вместе с «миром». Так горожане «сами себя закрепостили».

По указу 1658 года за самовольный уход с посада полагалась смертная казнь. Жестокое наказание, как всегда в таких случаях, говорит только об одном — о неспособности правительства пресечь уходы посадских людей.

Объединений ремесленников, цехов в русских городах не было, ростки (а вернее — остатки) выборного самоуправления были слабыми. У изучавших документы того времени историков складывалось впечатление, что в выборных органах самоуправления была больше заинтересована верховная власть, нежели сами жители городов. «Сверху» рассылались распоряжения «мирам» избирать «лучших людей» на судебные и административные должности, но работа этих выборных не оплачивалась, и ответственны они были больше перед московскими властями, чем перед своими «избирателями».

Самоуправление — важнейшая привилегия западноевропейских горожан — для русских людей 16-17 веков было скорее обузой: оно не защищало от произвола властей, а нередко лишь добавляло к нему произвол и злоупотребления выборных начальников. Поэтому устранение выборных из судов и администрации произошло в 17 веке без особых возражений со стороны горожан.

«Бессильная деспотия» . Еще в начале 16 века посол императора Священной Римской империи, посещавший Москву при Василии III, писал, что властью над своими подданными московский государь превосходит всех монархов на свете. Иван Грозный оставил отца в этом отношении далеко позади. Все иностранцы, посещавшие Россию в 16-17 веках, единодушно называли власть царя деспотической, тиранской, ужасались общему бесправию всех его подданных — простых и знатных в равной мере — и .

Но это «крутое правление» происходило не от силы, а скорее от слабости государственной власти. Огромное государство с редким, «текучим» и слабо организованным населением было почти неуправляемым — царь мог срубить любое количество голов, но не мог заставить подданных мало-мальски выполнять свои распоряжения. Говорят, что «опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление» — сопротивление же всех общественных сил, которые могли его оказывать, в 16 веке было окончательно сломлено.

Русским царям не приходилось бороться ни с сильной, экономически независимой от Москвы знатью, ни с моральным авторитетом Церкви, ни с вольными городами — никто не оказывал им открытого неповиновения, но и опираться власти было не на что. Население чувствовало себя придавленным гнетом государства, но и правители отнюдь не наслаждались всемогуществом. И особенно остро это бессилие власти начало ощущаться в 17 веке — по мере того, как стоящие перед ней задачи начали все более и более усложняться.

16 век в России - время образования централизованного Именно в этот период происходит преодоление феодальной раздробленности - процесса, характеризующего закономерное развитие феодализма. Растут города, увеличивается численность населения, развиваются торговые и внешнеполитические связи. Изменения социально-экономического характера ведут к неминуемой интенсивной эксплуатации крестьян и их последующему закрепощению.

16-17 века непроста - это период становления государственности, формирования основ. Кровавые события, войны, попытки защититься от отголосков Золотой Орды и последовавшее за ними Смутное время требовали жесткой руки правления, сплочения народа.

Образование централизованного государства

Предпосылки объединения Руси и преодоления феодальной раздробленности наметились еще в 13 в. Особенно это было заметно во Владимирском княжестве, расположенном на северо-востоке. Развитие было прервано вторжением татаро-монгол, которые не только затормозили процесс объединения, но и нанесли заметный ущерб русскому народу. Возрождение началось только в 14 в.: восстановление сельского хозяйства, постройка городов, налаживание экономических связей. Все больший вес набирали Московское княжество и Москва, территория которых постепенно росла. Развитие России в 16 веке шло по пути усиления классовых противоречий. Для того чтобы подчинить крестьян, феодалы должны были действовать едино, использовать новые формы политических связей, усиливать центральный аппарат.

Второй фактор, способствовавший объединению княжеств и централизации власти - уязвимое внешнеполитическое положение. Для борьбы с иноземными захватчиками и Золотой Ордой необходимо было сплотиться всем. Только так русские смогли одержать победу на Куликовом поле и в конце 15 в. окончательно сбросить татаро-монгольский гнет, длившийся более двухсот лет.

Процесс образования единого государства выразился прежде всего в объединении территорий ранее самостоятельных государств в одно великое Московское княжество и в изменении политической организации общества, характера государственности. С географической точки зрения процесс завершился к началу 16 в., а вот политический аппарат сложился только ко второй его половине.

Василий III

Можно сказать, что 16 век в истории России начался с правления Василия III, который взошел на престол в 1505 году в возрасте 26 лет. Он являлся вторым сыном Ивана III Великого. Государь всея Руси был женат дважды. В первый раз на представительнице старого боярского рода Соломонии Сабуровой (на фото ниже - реконструкция лица по черепу). Венчание состоялось 04.09.1505 г., однако за 20 лет брака она так и не родила ему наследника. Обеспокоенный князь потребовал развода. Он довольно быстро получил согласие церкви и боярской думы. Подобный случай официального развода с последующей ссылкой жены в монастырь является беспрецедентным в истории России.

Второй супругой государя стала Елена Глинская, происходящая из старого литовского рода. Она родила ему двоих сыновей. Овдовев в 1533 году, она буквально совершила переворот при дворе, и Россия в 16 веке в первый раз получила правительницу, впрочем, не особо пользующуюся популярностью у бояр и народа.

По сути, являлась закономерным продолжением действий его отца, которые всецело было направлены на централизацию власти и укрепление авторитета церкви.

Внутренняя политика

Василий III выступал за неограниченную власть государя. В борьбе с феодальной раздробленностью Руси и ее сторонниками активно пользовался поддержкой церкви. С тем, кто был неугоден, легко расправлялся, отправляя в ссылку или учиняя казнь. В полной мере проявлялся деспотичный характер, заметный еще в годы юности. В годы его правления значимость бояр при дворе значительно падает, зато увеличивается земельное дворянство. При реализации церковной политики он отдавал предпочтение иосифлянам.

В 1497 г. Василием III был принят новый Судебник, базировавшийся на Русской правде, Уставных и Судных грамотах, судебных решениях по отдельным категориям вопросов. Он представлял собой свод законов и создавался с целью систематизации и упорядочения, существующих на тот момент норм права и являлся важной мерой на пути к централизации власти. Государь активно поддерживал строительство, в годы его правления были возведены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, новые поселения, крепости и остроги. К тому же он активно, как и его отец, продолжал «собирать» русские земли, присоединив Псковскую республику, Рязань.

Отношения с Казанским ханством при Василии III

В 16 веке, а точнее, в первой его половине во многом является отражением внутренней. Государь стремился объединить как можно больше земель, подчинить их центральной власти, что, по сути, можно рассматривать, как завоевания новых территорий. Покончив с Золотой Ордой, Россия практически сразу перешла в наступление на ханства, образовавшиеся в результате ее распада. Турция и Крымское ханство проявляли интерес к Казани, представлявшей для Руси важное значение в связи с плодородием земель и их удачным стратегическим расположением, а также по причине постоянной угрозы набегов. В ожидании смерти Ивана III в 1505 г. казанский хан начал внезапно войну, продлившуюся до 1507 г. После нескольких поражений русские были вынуждены отступить, а затем заключить мир. История повторилась в 1522-1523 гг., а затем в 1530-1531 гг. Казанское ханство не сдавалось, пока на престол не вступил Иван Грозный.

Русско-литовская война

Основная причина военного конфликта - желание Московского князя покорить и взять под контроль все русские земли, а также попытка Литвы взять реванш за прошлое поражение в 1500-1503 гг., которое стоило ей потерей 1-3 части всех территорий. Россия в 16 веке, после прихода к власти Василия III, пребывала в довольно сложном внешнеполитическом положении. Терпя поражение от Казанского ханства, она была вынуждена противостоять Литовскому княжеству, подписавшему антирусское соглашение с крымским ханом.

Война началась в результате отказа Василия III выполнить ультиматум (возврат земель) летом 1507 г. после нападения на черниговские и брянские земли армии Литвы и на Верховские княжества - крымских татар. В 1508 г. правители начали переговоры и заключили мирное соглашение, по которому Литовскому княжеству был возвращен Люблич с окрестностями.

Война 1512-1522 гг. стала закономерным продолжением предыдущих конфликтов за территорию. Несмотря на заключенный мир отношения между сторонами были крайне напряженными, продолжались грабежи, стычки на границах. Поводом к активным действиям послужила смерть великой княгини литовской и сестры Василия III Елены Ивановны. Литовское княжество заключило с Крымским ханством очередной союз, после чего последнее начало совершать многочисленные набеги в 1512 г. Русский князь объявил Сигизмунду I войну и выдвинул свои основные силы на Смоленск. вВ последующие годы с переменным успехом был совершен ряд походов. Одна из крупнейших битв состоялась под Оршей 8 сентября 1514 г. В 1521 г. у обоих сторон возникли иные внешнеполитические проблемы, и они были вынуждены заключить мир на 5 лет. Согласно договору, Россия в 16 веке получила смоленские земли, но при этом отказалась от Витебска, Полоцка и Киева, а также от возврата военнопленных.

Иван IV (Грозный)

Василий III умер от болезни, когда его старшему сыну было всего 3 года. Предвидя свою скорую кончину и последующей за ней борьбу за престол (на тот момент государь имел двух младших братьев Андрея Старицкого и Юрия Дмитровского), он сформировал «седьмочисленную» комиссию из бояр. Именно они должны были сберечь Ивана до наступления 15-летия. На деле опекунский совет был у власти около года, а затем начал разваливаться. Россия в 16 веке (1545 г.) получила полноправного правителя и первого царя в своей истории в лице Иван IV, известного всему миру под именем Грозного. На фото выше - реконструкция облика по форме черепа.

Нельзя не упомянуть о его семье. Историки разняться в цифрах, называя имена 6 или 7 женщин, которых считали женами царя. Некоторые умирали таинственной смертью, других ссылали в монастырь. Иван Грозный имел трех детей. Старшие (Иван и Федор) родились от первой жены, а младший (Дмитрий Углицкий) от последней - М.Ф.Нагой, которая сыграла большую роль в истории страны в период смутного времени.

Реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика России в 16 веке при Иване Грозном по-прежнему была направлена на централизацию власти, а также построение важных государственных институтов. С этой целью совместно с «Избранной радой» царем был проведен ряд реформ. Наиболее значимыми являются следующие.

  • Организация Земского собора в 1549 г. как высшего сословно-представительского учреждения. В нем были представлены все сословия за исключением крестьянства.
  • Принятие нового судебника в 1550 г., продолжившего политику предыдущего нормативно-правового акта, а также впервые узаконившего единую для всех единицу измерения налогов.
  • Губная и земская реформы в начале 50-х годов 16 века.
  • Формирование системы приказов, в т. ч. Челобитный, Стрелецкий, Печатный и т. д.

Внешняя политика России в годы правления Ивана Грозного развивалась в трех направлениях: южное - борьба с Крымским ханством, восточное - расширение границ государства и западное - борьба за выход в Балтийское море.

На востоке

После распада Золотой Орды постоянную угрозу русским землям создавали Астраханское и Казанское ханства, в их руках был сосредоточен Волжский торговый путь. Всего И. Грозный предпринял три похода на Казань, в результате последнего она была взята штурмом (1552 г.). Через 4 года была присоединена Астрахань, в 1557 г. добровольно к русскому государству примкнула большая часть Башкирии и Чувашия, а затем свою зависимость признала Ногайская Орда. Так закончилась кровопролитная история. Россия в конце 16 века открыла себе путь в Сибирь. Богатые промышленники, получившие от царя грамоты на владение землями по р.Тобол, на свои средства снарядили отряд вольных казаков, во главе которых был Ермак.

На западе

В попытке получить выход в Балтийское море на протяжении 25 лет (1558-1583 гг.) Иван IV вел изнурительную Ливонскую войну. Ее начало сопровождалось успешными для русских кампаниями, было взято 20 городов, в том числе Нарва и Дерпт, войска приближались к Таллину и Риге. Ливонский орден был разбит, но война приобрела затяжной характер, так как в нее были втянуты несколько европейских государств. Большое значение сыграло объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую. Ситуация переломилась в обратную сторону и после долгого противостояния 1582 г. было заключено перемирие на 10 лет. Спустя еще год было заключено по которому России потеряла Ливонию, но вернула все захваченные города кроме Полоцка.

На юге

На юге по-прежнему не давало покоя образовавшееся после распада золотой Орды Крымское ханство. Основной задачей государства в этом направлении было укрепление границ от набегов крымских татар. Для этих целей были предприняты действия по освоению Дикого поля. Стали появляться первые засечные черты, т. е. оборонительные линии из завалов леса, в промежутках которых стояли деревянные остроги (крепости), в частности, Тульская и Белгородская.

Царь Федор I

Иван Грозный умер 18 марта 1584 года. Обстоятельства царской болезни ставятся под сомнения историками по сей день. На престол взошел его сын получив это право после смерти старшего отпрыска Ивана. По словам самого Грозного, он был, скорее, отшельник и постник, более подходящий для церковной службы, нежели для царствования. Историки в основном склоняются к мнению о том, что он был слаб здоровьем и умом. В управлении государством новый царь участвовал мало. Он находился под опекой сначала бояр и вельмож, а затем своего предприимчивого шурина Бориса Годунова. Первый царствовал, а второй - управлял, и это знали все. Федор I умер 7 января 1598 г., не оставив потомства и прервав тем сам Московскую династию Рюриковичей.

Россия на рубеже 16-17 веков переживала глубокий социально-экономический и политический кризис, росту которого способствовала затяжная Ливонская война, опричнина и татарское нашествие. Все эти обстоятельства в конечном счете привели к Смутным временам, начавшимся с борьбы за опустевший царский престол.

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 15 по 16 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 15 -16 век

Начало 15 в.

Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря

Взятие Смоленска войском великого князя Литовского Витовта. Присоединение Смоленского княжества к Литве

Признание великим князем Московским власти Литвы над Смоленском и Верховскими княжествами (в верховьях Оки)

Вторжение ордынских войск Едигея в Северо-Восточную Русь. Осада Москвы

Грюнвальдская битва. Разгром объединенным польско-литовско-русским войском рыцарей Тевтонского войска

Начало чеканки монет в Новгороде

1425 – 1462 с перерывами

Великое княжение Василия II Васильевича Темного в Москве

Междоусобная война в Великом Московском княжестве

Княжение в Твери Бориса Александровича

Походы великого князя Литовского Витовта на Новгород и Псков

Начало открытой борьбы Галицких князей за Московский великокняжеский стол

Основание Соловецкого монастыря

Миссия митрополита Исидора во Флоренцию для участия в церковном соборе, обсуждавшем вопрос об унии православной и католической церквей под главенством Папы Римского

Признание Литвой самостоятельности Пскова

Возвращение в Москву митрополита Исидора с грамотой о Флорентийской унии православной и католической церквей. Смещение его великим князем Василием II Темным с митрополичьего престола

Война Ливонии с Новгородом с Псковом, завершившаяся 25-летним миром

Захват Москвы удельным князем Дмитрием Шемякой – братом Василия Косого. Ослепление по его приказу великого князя Василия II Темного

Провозглашение автокефалии русской церкви. Избрание Ионы, епископа Рязанского, митрополитом Московским и всея Руси

Признание Москвой и Литвой самостоятельности Новгорода и Пскова

Изгнание Дмитрия Шемяки из Галича (умер в 1453)

Первые упоминания ограничения перехода крестьян

Поход великого князя Василия II Темного на Новгород. Поражение новгородцев под Старой Руссой. Заключение Ялжебицкого договора между Москвой и Новгородом, ограничевшего новгородские вольности

Окончательное разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую

Великое княжение Ивана III Васильевича.

Присоединение Ярославского княжества к Москве

Путешествие Тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)

Походы московского войска на Казань

Появление в Новгороде ереси «жидовствующих», отрицавших божественную природу Христа

Первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь. Признание Новгорода «отчиной» великого князя Московского

Бракосочетание Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора

Окончательное присоединение Пермской земли к Москве

Присоединение Ростовского княжества к Москве

Строительство каменного Успенского собора в Московском Кремле (архитектор Аристотель Фьораванти)

Второй поход Ивана III на Новгород. Присоединение Новгорода к Москве

Поход хана Ахмата на Москву; стояние ордынского и русского войск на р. Угра. Отступление Ахмата. Фактическая ликвидация ордынского ига на Руси

Поход московского войска в Зауралье и Югорскую землю

Формирование в Москве еретического кружка Фёдора Курицына (отрицание монастырей и монашества, проповедь идеи свободы воли)

Тайный союз князя Михаила Тверского с Польским королем и великим князем Литовским Казимиром IV. Походы Ивана III на Тверь. Присоединение Твери к Москве

Строительство итальянскими мастерами кирпичных стен и башен Московского Кремля

«Вывод» боярских семей из Новгорода и поселение их на землях Московского великого княжества

Поход московского войска на Казань. Приход к власти в Казани промосковской партии

Поход московского войска на Вятку. Окончательное присоединение Вятки, а также Арской земли (Удмуртия) к Москве

Осуждение на церковном соборе ереси «жидовствующих»

Распространение идей нестяжательства (Нил Сорский) и иосифлянства (Иосиф Волоцкий)

Основание крепости Ивангород на р. Нарва (напротив шведской крепости)

Война великого князя Ивана III с Литвой. Присоединение к Москве Вязьмы и Верховских княжеств

Прекращение ганзейской торговли в Новгороде

Война со Швецией

Первое русское посольство в Стамбул к султану Баязету II

Издание «Судебника» Ивана III; установление единого срока перехода крестьян (неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня, 26 ноября)

Составление «сказания о князьях Владимирских» с обоснованием происхождения правящей династии (Рюриковичей) от римского императора Августа

Полемика между Нилом Сорским (умер в 1508) и Иосифом Волоцким (умер в 1515)

Перемирие на 10 лет между Иваном III и великим князем Литовским Александром Казимировичем. За Московским государством закреплялись Чернигов, Брянск, Путивль, Гомель и часть Смоленской земли

Великое княжение Василия III

Строительство Алевизрм Фрязином (Новым) Архангельского собора и укреплений Московского Кремля

Первый набег крымских татар на Москву

Присоединение Пскова к Москве

Послание монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III, в котором выдвигается идея «Москва – Третий Рим»

Взятие Смоленска войсками великого князя Василия III

Разгром литовскими войсками войск великого князя Василия III под Оршей

Договор Василия III с Данией о военном союзе против Швеции и Польши

Заключение Василием III военного союза с Крымским ханом Мухаммед-Гиреем против короля Польского и великого князя Литовского Сигизмунда I и Казанского ханства

Нашествие Крымского хана Мухаммед-Гирея и Казанского хана Сагиб-Гирея на Москву

Церковные соборы, осудившие Максима Грека, И. Н. Берсеня-Беклемишева и др.

Великое княжение (с 1547 - царствование) Ивана IV Васильевича Грозного

Регентство великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III

Завершение создания единой монетной системы Русского государства

Венчание Ивана IV на царство, официальное принятие Иваном IV титула «царя и великого князя всея Руси»

Восстание посадских людей в Москве

Неудачные походы русских войск на Казань

Созыв Земского собора. Создание системы приказов

Кон. 1540-х – 1550-е гг.

Деятельность Избранной рады

Издание «Судебника» Ивана IV. Создание стрелецкого войска

Основание ярмарки у Макарьевского монастыря на Волге

«Стоглавый собор» Русской церкви

Присоединение Чувашии к Русскому государству

Поход русского войска во главе с царем Иваном IV на Казанское ханство. Взятие Казани (2 октября). Присоединение Казанского ханства к Русскому государству

Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству

Образование в Англии Московской (Русской) торговой компании и предоставление ей привилегий на торговлю в Русском государстве

Признание сибирским ханством вассальной зависимости от Москвы

Строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Взятие русскими войсками Астрахани. Присоединение Астраханского ханства к Русскому государству

Ливонская война

Перемирие с Ливонским орденом

Распад Ливонского ордена

1563, 18 фев.

Взятие русскими войсками Полоцка

Издание Иваном Федоровым в Москве «Апостола» - первой русской печатной книги

Поражение русских войск под Оршей

Отъезд царя Ивана IV из Москвы в Александровскую Слободу

Заключение перемирия между царем Иваном IV и Польским королем Сигизмундом II Августом

Поход царя Ивана IV на Новгород и Псков

Первый русский военный устав – «Уложение о станичной службе»

Поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Сожжение Москвы.

Прекращение выплаты дани Сибирским ханом Кучумом царю Ивану IV

Упразднение опричнины

Выступление русских войск против Швеции

Вторжение шведских войск в новгородские земли

Объявление королем Речи Посполитой Стефаном Баторием войны Русском государству

Взятие польскими войсками Полоцка

Кон. 1570-х – Нач. 1580-х

Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь

Приговор церковного собора об ограничении монастырского землевладения

Начало введения заповедных лет (запрет перехода крестьян)

Взятие шведскими войсками крепостей Нарва, Ивангород, Ям, Копорье

Осада Пскова войсками Стефана Батория

Вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства Кашлык

Смерть старшего сына Ивана IV, царевича Ивана

Ям-Запольский мир с Речью Посполитой

Плюсское перемирие со Швецией

Основание Архангельска

Царствование Федора Ивановича

Разгром Сибирским ханом Кучумом отряда Ермака. Гибель Ермака

Основание Воронежа, Тюмени, Самары, Уфы, Тобольска

Учреждение Патриаршества в Русском государстве. Избрание патриархом митрополита Иова (умер в 1605)

«Судебник» царя Федора Ивановича

Война со Швецией. Возвращение крепостей Ивангород, Ям, Копорье

Смерть в Угличе младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия

Поход на Москву Крымского хана Казы-Гирея, сражение (4 июля) у Данилова монастыря близ Москвы (отступление татарских войск)

Около 1593 – 1593

Завершение введения заповедных лет. Отмена Юрьева дня (осеннего)

Официальное назначение боярина Бориса Годунова правителем государства при царе Федоре Ивановиче

Тявзинский «вечный мир» между Русским государством и Швецией. Швеция уступала Ям, Корелы, Ивангород, Копорье, Ниеншанц, Орешек

Провозглашение Брестским церковным собором унии православной и католической церквей на территории Речи Посполитой

Установление 5-летнего срока сыска беглых и насильно вывезенных крестьян для возвращения их назад

Смерть царя Федора Ивановича. Прекращение династии Рюриковичей

Царствование Бориса Федоровича Годунова

Жилище

Быт русского крестьянина и горожанина на продолжении столетий изменялся очень медленно и мало. Русский традиционный дом, сложившийся в древности, оставался все той же однокомнатной постройки с маленькими окнами, заткнутыми бычьим пузырем или материей, пропитанной в конопляном масле. Внутри дома значительную часть занимала печь, топившаяся по черному: дым скапливался под крышей (потолков не было) и выходил через дверь и особые окна, сделанные в верхней части стены. Эти черты были общими как для сельского, так и для городского дома. Сельский дом дворянина или сына боярского отличался от крестьянского только немного большими размерами. Судя по некоторым остаткам старинных домов в Трубчевске, городской дом иногда строился из камня. Стены делались очень толстыми – до двух метров. Нижняя полуподземная часть дома – подклет – имела сводчатые потолки. В потолке были железные кольца для подвешивания продовольствия. Верхняя часть дома порой украшалась лепными дверными и оконными наличниками. В окна вставлялись художественно выполненные решетки. Такими были редкие дома очень зажиточных людей.
Как и раньше, главной мебелью в доме был стол и неподвижные лавки. На полках хранилась деревянная и глиняная посуда. В наиболее богатых домах бытовала посуда из стекла. В больших и малых сундуках лежало различное добро: одежда, скатерти, полотенца. Отдельно складывалось приданное на свадьбу дочери. Наиболее ценной частью обстановки были иконы, висевшие в "красном" (красивом) углу.
Дверь из дома вела в сени – неотапливаемое помещение, сделанное обычно не из бревен, а из досок или прутьев. В сенях хранились различные орудия труда, часть хозяйственных запасов.
В целом жилой дом представлял собой либо избу (главным образом на севере и востоке Брянщины), либо хату – на юге и юго-западе. Крыша у избы двухскатная, у хаты – четырехскатная. Избы ставились узкой (торцовой) частью на улицу, хаты – широкой. Хата нередко делалась из столбов, между которыми укладывались бревна или жерди. Вся постройка обмазывалась глиной. Общей чертой для избы и хаты было то, что на Брянщине они ставились обычно без подклета, характерного для русского Севера. Дом на подклете лучше, чем наземный, приспособлен для защиты от глубокого снега и весеннего половодья. Дверь из сеней вела во двор. По сравнению с XIV-XV веками количество надворных построек у крестьян и горожан выросло. Это говорит о росте благосостояния населения. Во дворах стояли амбары, сараи, клети, бани. Торговые люди устраивали при доме склады для товаров. У ремесленника, если он работал вне дома, было специальное помещение для работы. При доме располагался огород.
Мир вещей, который окружал семейный быт человека XVI-XVII веков, состоял в основном из деревянных предметов. В лесном крае дерево было самым доступным и легко обрабатываемым материалом. Кроме дерева часто использовалась глина. Железные изделия были сравнительно редкими. Из них делали рабочие части инструментов, орудий труда, оружие. Металлические изделия очень ценились.


Поселения

Выйдя за пределы своего двора, человек оказывался на улице деревни, села или города. До XVI века в России в ходе освоения территорий возникали новые и новые деревни в один-два двора. Теперь стало расти количество дворов в сельских населенных пунктах. Уже к концу XVI века привычными становились деревни в 10-20 дворов. Были села и в несколько десятков дворов, как, например, Супонево, принадлежавшее Свинскому монастырю и протянувшееся вдоль большой торговой дороги. Усадьбы крестьян располагались в одну линию в тех случаях, если село застраивалось вдоль дороги или по берегу реки. В других случаях заметного порядка в планировке поселений не было. Только в XVII веке стала появляться уличная планировка сел. Заметным строением в селе была церковь, как правило, деревянная. При церкви стояли дворы церковнослужителей.
Города имели более однотипную постройку. В XVI-XVII века продолжала существовать система застройки городов, сложившаяся еще в древности. В центре города стояла крепость. От крепости лучами расходились дороги. Вдоль этих дорог возникали улицы. Эти улицы образовывались не домами, как в современных городах, а усадьбами, огороженными более или менее высокими заборами. Признаком городской застройки было то, что усадьбы примыкали друг к другу. Ровной линии они не образовывали, и одна усадьба выдаться вперед, ближе к дороге, другая – отступить от нее. От этого улица местами становилась то уже, то шире. Улицы, а так же слободы нередко отделялись друг от друга огородами, ручьями, лужками. Они были несколько изолированы друг от друга, тем более, что обычно слободы были заселены людьми одного рода службы. Таковы Стрелецкие, Пушкарские, Затинные, Казацкие, Солдатские, Ямские слободы в Брянске, Карачеве, Севске. По ночам улицы не освещались и не были замощены.
В городах юго-запада России центральные крепости были деревянными. Стены брянской крепости были сделаны из дуба и покрыты тесом. В крепости было 9 башен, причем две из них имели ворота для входа в крепость. Во второй половине XVII века к старой крепости была сделана пристройка из нескольких башен с воротами. Территория крепости расширилась вдвое. Среди серых деревянных построек и зелени выделялись высотой церкви, особенно сделанные из камня. Много церквей было в Брянске, Севске, Стародубе. Большинство из них было выстроено из дерева, видимо, в традиционном для XVI-XVII веках шатровом стиле – с высокими пирамидальными навершиями, напоминавшему русскому человеку шатер. Такие каменные шатры сохранил в своем архитектурном облике Спасо-Преображенский монастырь около Севска. Хотя он и выстроен в самом начале XVIII столетия, в его постройках проявляются черты архитектуры предшествующей эпохи. Посреди Стародуба в наши дни стоит Рождественский собор, поставленный в XVII веке. Он состоит как бы из трех больших и широких башен, прилепившихся друг к другу. Так строились храмы на Украине. Здание украшено выпуклыми, как бы выступающими из стен деталями – узорчатыми наличниками на окнах, лопатками – плоскими выступами по углам собора. Каждую башню венчает купол. Со временем украшений на церквах становилось все больше – приближалась эпоха господства причудливого, нарядного стиля барокко. Черты этого стиля заметны в архитектуре каменной надвратной церкви Свенского монастыря. В облике церквей Брянщины сочетались черты русского и украинского искусства.
В центре города на площади располагался рынок, куда ежедневно приходили городские жители. Это было самое оживленное место в городе. Лавки на рынке стояли рядами – одна линия лавок как бы смотрела на такую же противоположную линию. В ряду, как правило, торговали определенным набором товаров. Так, в Брянске на рынке стояли ряды рыбный, мясной, москательный (галантерейный). Рядом с рынком находился гостиный двор, где останавливались приезжие купцы.


Облик населения. Повседневная жизнь

Одежда рядовых жителей края мало изменилась с древних времен. Жители сел и городов носили рубахи из домотканой материи. У женщин рубахи украшались вышивкой. Зимой носили одежду из овечьей шкуры – овчины. Обувь была в основном кожаной, в некоторых случаях обували лапти.
Обычная жизнь как в городе, так и в селе начиналась рано. Еще до рассвета женщины вставали, чтобы отправить скотину в общее сельское или городское стадо. Завтрака в современном нашем представлении не было, ели остатки вчерашней пищи. Потом начиналась работа в поле или мастерской. В обед семья собиралась вновь вместе. Мужчины садились обедать, женщины им прислуживали. Затем весь дом погружался в сон. Спали часа два. Потом снова возобновлялась работа до вечера. После ужина семья отдыхала и ложилась спать.
Праздничные дни вносили разнообразие в привычный распорядок. Семья шла на торжественное богослужение в церковь, выходила смотреть на игры молодежи в городе или на лугу близ города. Многие игры носили древний, языческий характер. Гостей принимали на пиршество, которое происходило днем до вечера.


Духовная жизнь

Духовные потребности населения удовлетворяло чтение религиозных книг, богослужение. Каждая церковь, каждый монастырь имели хотя бы небольшое собрание богослужебных книг. Вместе с переселенцами-старообрядцами в юго-западных уездах России появлялись рукописные и печатные книги. Некоторые из них вышли из типографии Ивана Федорова.
Большое значение в быту населения имело песенное творчество, Некоторые дошедшие до нашего времени песни отразили исторические события, черты быта в русском пограничье, в частности в землях Севска. В некоторых песнях отразились впечатления народа от Смутного времени. В них высмеивались люди, которые из интересов выгоды и наживы легко перебегали от одного претендента на власть к другому. Песенному творчеству сродни были пословицы и поговорки. Из среды, явно враждебной Лжедмитрию I и его сторонникам, вышли поговорки, в которых в виде басен самозванец назывался поросенком и раком: "Севчане рака с колоколами встречали", "Смотри-ка, брат, воевода ползет и щетинку в зубах волочет", "Севчане поросенка на насест сажали, приговаривая: "Не убейся, не убейся – курочка на двух лапках да держится". То же стремление унизить, высмеять участников антиправительственного движения заметно и в таких поговорках: "Орел да Кромы – первые воры (преступники), а Елец всем ворам отец, а Карачев на поддачу (вариант: им впридачу), а Ливны – всем ворам дивны, а Дмитровцы (вариант: комаринцы) старым ворам не выдавцы". "Брянцы-куролесы: они сами Брянск сожгли". Эти присловья родились, вероятно, уже после гражданской войны, но по свежим воспоминаниям, когда можно было посмеяться над жителями тех местностей, которые пытались поддержать неудачных претендентов на Московский престол. Как и прежде, в народе бытовали старинные обрядовые песни, связанные с событиями в семье. Укрепление семьи, усложнение свадебных обрядов рождало новые и новые песни. Свадьбы длились по нескольку дней, и каждому из них соответствовали определенные обычаи. С песнями и обрядами проходили сельскохозяйственные работы, особенно сев и уборка урожая.
Быт жителей юго-западных уездов России отличался сохранением многих старинных черт. Это объясняется тем, что значительные районы этого края были изолированы густыми лесами от больших торговых дорог и городов, от центральной и местной власти.

2 е тысячелетие до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. XIV век до н. э. 1609 1608 1607 1606 1605 … Википедия

хронологическая таблица всемирной и российской истории, XVI век - 1502 1524. Правление в Иране шаха Исмаила Сефевида. 1503. Заключение перемирия между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Казимировичем (за Русским государством закреплялись города Чернигов, Новгород… … Энциклопедический словарь

Игнатий (святой, XVI век) - Игнатий св. (умер в 1591 г.), ученик Кирилла Белозерского, основатель Спасской пустыни (Ломоносовский монастырь) близ Вологды, из которой потом удалился и устроил Вадомский монастырь, на берегу р. Сарры … Биографический словарь

XVI

XVI в. - 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия

XVI столетие - 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия

Век паруса - Век паруса эпоха, когда основным движителем корабля был парус. Поскольку переход от весла к парусу, а также от паруса к пару был посте … Википедия

Век разума - Титульная страница английской версии. Часть первая. «Век Разума» (The Age of Reason) последний из знаменитых трактатов Томаса Пейна, в котором содержится весьма смелая … Википедия

XVI Галльский легион - Легион XV «Галлика» Legio XV Gallica Годы существования 40 до н. э. 70 год Страна Древний Рим Тип Пехота при поддержке кавалерии Численность В среднем 5000 пехоты и 300 кавалеристов Дислокация Могунтиак, Ар … Википедия

век живи, век надейся - Ср. Лишь тот, кто под землей сокрыт, Надежды в сердце не таит!.. И в тех лишь нет надежды вновь, В ком навсегда застыла кровь. Некрасов. Новый год. Ср. Der Lebende soll hofien. Göthe. Faust. 2, 4. Mephist. Ср. Die Welt wird alt und wird wieder… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Библиотека литературы Древней Руси Том 11 XVI век , Лихачев Д., Дмитриева Л., Алексеева А., Понырко Н. (ред.). Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Издательство «Наука» выпускает книжную серию «Библиотека литературы Древней Руси» в 20-ти томах... В истории освоения древнерусского письменного наследия это… Купить за 2590 руб
  • Итальянская живопись. XVI век , Пономарева Татьяна. Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. Именно в это время в технике живописи…