Биография н а бернштейна коротко. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. Человек умирает, но дело его продолжает жить

Николай Александрович Бернштейн (5 октября 1896, Москва — 16 января 1966, там же) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности.

Сын психиатра Александра Николаевича Бернштейна, племянник математика Сергея Натановича Бернштейна, внук физиолога Натана Осиповича Бернштейна. Лауреат Сталинской премии второй степени по биологии (за 1947 год, присуждена в 1948. За 1947 год первая степень не была присуждена ни одному учёному или коллективу учёных).

Один из крупнейших нейрофизиологов XX века. Виртуозный экспериментатор, глубокий мыслитель, он заложил основы современной биомеханики движений человека и теории управления движениями, был основоположником физиологии активности. За его вклад в нейрофизиологию и психологию он признан классиком науки.

С именем Н.А. Бернштейна связаны многие идеи современной науки, значение которых далеко выходит за рамки физиологии. Николай Александрович родился в культурной семье, где много внимания уделялось воспитанию и образование детей. И в том, что Николай Александрович вырос крупным ученым — физиологом, психологом, мастером слова, знатоком литературы — во всем это большую роль сыграла семья, в которой прошли его детские годы.

Концепция физиологии активности, созданная Бернштейном на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Бернштейна получило своё обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики.

Книги (6)

Биомеханика и физиология движений

В данную книгу избранных трудов выдающегося ученого вошли его работы, синтезировавшие достижения биомеханики, физиологии, теории автоматического регулирования, вплотную подойдя к психологическим проблемам организации и функционирования исполнительного действия.

Намеченные Н.А. Бернштейном перспективы для психологии и физиологии активного поведения, одной из форм которого является двигательная активность, остаются главным ориентиром для всех, кто работает над проблемами моделирования живого движения и производных от него форм психической жизнедеятельности.

О ловкости и ее развитии

Книга создавалась в конце 1940-х годов. Но свет не увидела: ее автора обвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженаучных теорий и книгу к производству не допустили.

И вот теперь работа эта впервые попадает в руки читателей. Хотя со времени ее написания минуло более четырех десятков лет, она современна и во многом по-прежнему оригинальна.

О построении движений

Книга основоположника биомеханики движений члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Бернштейна Николая Александровича.

За монографию «О построении движений» удостоен Государственной премии СССР (1948). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1947 года (издательство «Государственное издательство медицинской литературы»).

Физиология движений и активность

В настоящее издание вошли две основные книги Н.А.Бернштейна: «О построении движений» (1947 г.), удостоенная Государственной премии СССР, и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (1966 г.), подводящая итог научной работы автора.

Трудами Бернштейна начата новая глава в физиологии движений - живой организм рассматривается не как реактивная (только лишь реагирующая на стимулы), а как активная система, стремящаяся к достижению «потребного будущего».

Комментарии читателей

Валерия / 8.04.2016 Спасибо огромное! Для меня, это клад!

Алексей Викторович / 8.12.2015 Бернштейн это будущее, которое начинается сегодня.
Хорошо бы иметь его очерки в оригинальной публикации.

Дмитрий / 10.10.2015 Спасибо! Находка для реабилитолога, тренера.

Михаил / 22.10.2014 Огромное спасибо за книги Бернштейна!

Чистяков Игорь / 14.10.2014 Возьмите книгу "современные изыскания...", которая якобы написана и уже рассыпана в... 1936 году. И в этой книге, якобы погибшей уже в 1936 году есть ссылки на книгу... 1939 года (стр.36). Но ещё не была изобретена машина времени. Как Фейгенберг, так и Сироткина просто осуществляют научный подлог и пытаются ввести всех в заблуждение... Просто обмануть. Будьте очень бдительны.

Чистяков Игорь / 1.10.2014 Бернштейн - выдающийся русский учёный - просто ВОР. плагиаторщик. Термин "рефлекторное кольцо" введён др него в 1930 году. А.Ф.Самойловым. А он его своровал. Вся его наука - фигня. Я внимательно читал книгу О построении движений (есть в моей библиотеке) просто это бред...

Виктор / 15.08.2014 Низкий Вам поклон.

Каллиграф / 4.02.2014 Извините, Бернштейна действительно коснулись некоторые гонения, он даже был уволен с работы,но это случилось позже, в начале 50-х. Как известно, Бернштейн в 1947 году был удостоен Сталинской премии. Книга "Ловкость..." создавалась в 40-е годы. Набор книги был рассыпан вовсе не по обвинениям в вульгаризаторстве, которых тогда и в заводе не было, а по указанию самого Николая Александровича. Эта книга жестко полемизировала с теорией Павлова. Узнав о смерти великого физиолога, Бернштейн сам позвонил в типографию и приказал рассыпать набор. Очевидно, он руководствовался понятиями научной этики, полагая, что громить умершего недопустимо. Набор сохранился чудом.

когда персеверации проскальзывают и у нормальных субъектов без каких бы то ни было болез-
ненных предпосылок. В этих случаях возможны оба вида персеверации - и сензорные, или гиподи-
намические, и эффекторные, или гипердинамические.
Гиподинамические персеверативные проявления возможны прежде всего на фоне общего функцио-
нального ослабления нервной системы: при сильном утомлении, сонливости, интоксикации и т.п. При
нормальных состояниях организма сензорные персеверации (или застревания) могут появляться:
1) когда создается необходимость в быстром переключении на другую форму или другой темп
движения, 2) когда выполняемый двигательный процесс нов или слишком труден для субъекта,
3) когда что-либо интенсивно отвлекает или сбивает его. Приведем примеры. Речевые персевера-
ции очень свойственны детям, обучающимся говорить (папапа вместо папа, лампапа вместо
лампа, бакака вместо собака и т.п.) или только недавно овладевшим речью (ошибки вроде
гигипотам, папятник, какаратица; мама, момоги; папа, попоги мне и т.п.)1. У взрослых они вновь
проступают при значительных трудностях для выговаривания, требующих внезапных тонких пере-
ключений для лавирования среди похожих звучаний; ошибки именно персеверативного характера
появляются с наибольшей частотой в тех случаях (скороговорки), когда заданный текст сам пред-
ставляет собой почти персеверацию2. Вот лингвистические следы аналогичных персеверативных
ошибок, происшедших при заимствовании слова с чужого языка: тартарары от латинского tartaros;
французское trésor с двумя г от греческого thesauros с одним г и т.д.; слоговые удвоения персеве-
ративного характера в словах древних языков: themo-tithemi, tango-tetigi, и т.д.
Очень нередки персеверативные ошибки во время разучивания трудных пассажей на музыкаль-
ном инструменте. Иногда легче персеверативно ударить на фортепиано лишнюю ноту, чем сделать тре-
бующийся по нотному тексту внеритменный пропуск - синкопу. На циклографических записях
игры на фортепиано хорошо видно, как даже законченные мастера делают в моменты подобных
синкопических пропусков персеверативные холостые движения рукой в воздухе, поскольку это гораз-
до легче, чем затормозить руку (см. рис. 61). В утомленном состоянии нередко возникают персевера-
тивные ошибки в письме.
В локомоторных движениях мы встречаемся с персеверациями там, где циклический процесс
подвергается резкому переключению на однократный акт, требующий большой силы и внимания.
При прыжке в длину с разбега многие мастера, уже оттолкнувшись от земли, в полетной фазе
прыжка, продолжают перебирать ногами в ритме предшествующего бега (так называемые ”ножницы”),
что очень ясно видно на хронофотографических снимках (рис. 100). Нередко высказывается мнение,
что ”ножницы” оказывают полезное механическое действие на результат прыжка. Это неверно,
так как никакие телодвижения при отсутствии внешней точки опоры не могут повлиять на прыжко-
вый полет. Но может быть для прыгающего и легче в момент резкого напряжения сил при оттал-
кивании и прыжке отдаться на волю персеверации, чем отвлекаться на борьбу с ней, тем более
что помешать успеху она тоже не может.
Персеверации эффекторного, гипердинамического типа при норме говорят об избытке сил, ищущем
1 Такой исключительный знаток детской речи, как К.И. Чуковский, настойчиво подчеркивает это
обстоятельство. ”Дети более младшего возраста пользуются рифмой не для игры, не для украшения
речи, но... для облегчения ее. При неразвитом голосовом аппарате младенца ему значительно легче
произносить схожие звуки, чем разные. Легче, например, сказать, ”покочиночи”, чем ”покойной
ночи”. Оттого, чем меньше ребенок, чем хуже владеет речью, тем сильнее его тяготение к рифме” (”От
двух до пяти”. 1937. С. 238). ”Ненормальны или больны те младенцы, которые не проделывают
таких языковых экзерсисов. Это именно экзерсисы, и трудно придумать более рациональную систему
упражнения в искусстве речи, чем такое многократное повторение всевозможных звуковых вариа-
ций”... ”Чтобы научиться управлять (звуками языка) по своему произволу, он по очереди произносит
их снова и снова, причем, ради зкономии сил, в каждом новом звукосочетании изменяет только один
звук, а все остальные оставляет нетронутыми” (Там же. С. 240).
На такое же явление персеверации слов у своего четырехлетнего сына указывает А.Н. Толстой:
”Никита взглянул на меня строгими глазами и сказал: - Послушайте, послушайте (у него есть привычка
по два раза повторять некоторые слова), это же в самом деле глупо... Отдайте мне бумагу, а сами
пишите, пишите, пишите коротенькую историю” (Толстой А. Приключения Никиты Рощина.
Предисловие). (Выделения в цитатах сделаны Н.А. Бернштейном. - Примеч. ред.).
2 Несколько примеров, представляющих известный интерес для речедвигательного анализа: ”Клара
украла у Карла кораллы, Карл у Клары украл кларнет”; простые, но нелегкие скороговорки: ”король-
орел-король-орел”, ”шла Саша по шоссе”, ”cinq sangsues à cent cinq sous” и тому подобное.

Советский психофизиолог и физиолог, основоположник исследований в области физиологии активности

Родился в семье психиатра и педагога Александра Николаевича (Натановича) Бернштейна. Окончил московскую Медведниковскую гимназию с расширенным курсом естественных наук и математики. В 1913 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, рассчитывая стать филологом, однако в связи с началом Первой мировой войны перевёлся на медицинский (1914-1919), одновременно работая санитаром в одном из московских лазаретов.

В 1919-1921 служил военным врачом в Красной армии в Казани. В 1921-1922 стажировался и работал в различных медицинских учреждениях Москвы, в том числе в Московском психологическом и Медико-педологическом институтах.

В 1922-1925 в лаборатории биомеханики в Центральном институте труда (ЦИТ); 1923 заведующий нейромеханической лабораторией, где разрабатывал кимоциклографический и циклограмметрический методы исследования движений, закономерности их физиологии, читал курс по биомеханике трудовых движений.

В 1924-1925 читал биомеханику на повторительных курсах для врачей и курсах научной организации труда ЦИТ. В 1924-1927 заведовал лабораторией по изучению движений Московского государственного института экспериментальной психологии (ныне Психологический институт им. Л. Г. Щукиной РАО). С 1925 в Государственном институте физической культуры, с 1926 - консультант в Государственном институте охраны труда, с 1927 заведующий лабораторией физиологии труда; исследовал проблемы биомеханики ходьбы, двигательных реакций. В 1921-1927 приглашался консультантом в различные медицинские институты и клиники Москвы, выступал с рядом докладов на съездах. В апреле 1924 посетил Ленинград, где познакомился с работами в лаборатории И. П. Павлова.

С 1932 заведовал лабораторией биомеханики в Центральном институте труда инвалидов. В 1933 создал лабораторию физиологии движений во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). В 1941-1943 в эвакуации в Улан-Удэ и Ташкенте, работал в Республиканском санитарном институте Наркомздрава Узбекской ССР. С 1943 профессор кафедры физиологии Государственного института физической культуры и кафедры психологии МГУ, работал в Отделении восстановительной терапии ВИЭМ.

С 1949 в обстановке сталинской борьбы с «космополитизмом» был отстранён от экспериментальной работы, в 1950 подвергнут критике за «антипавловскую позицию». После смерти И. В. Сталина реабилитирован. В последние годы жизни сосредоточился на теоретических исследованиях, разработке теории физиологии активности, чтении лекций.

Доктор медицинских наук (1935), член-корреспондент АМН СССР (1946). Лауреат Государственной премии СССР за работу «О построении движений» (1948).

Заложил основы современной биомеханики и теории управления движениями человека. Труды Бернштейна оказали влияние на развитие физиологии, психологии, спортивной педагогики, биологии, кибернетики, философии естествознания, а педагогическое приложение идей используется в сферах, требующих формирования двигательных навыков.

Создал одну из первых чётких формулировок понятия обратной связи в физиологии, высказал идею поуровневой организации движений. В связи с недостаточностью понятия «рефлекторной дуги» для объяснения двигательных актов ввёл понятие «рефлекторного кольца», основанное на трактовке всей системы отношений организма со средой как непрерывного циклического процесса. Двигательные рефлексы рассматривал как «элементарные действия», несводимые к нервным импульсам.

Концепция физиологии и биологии активности положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к среде, Бернштейн подвёл широкую научную, в том числе экспериментальную, базу под изучение целесообразного характера действий живого организма. Изменил представление о локализации функций в нервной системе, предложил эффективные приёмы восстановления её нарушений. Сформулированный им принцип сенсорных коррекций стал одним из важнейших в современных подходах к регуляции поведения человека и животных.

Основные труды

Биомеханика для инструкторов. М., 1926. (Переиздание ).

Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. М., 1926.

Физиология человека. Учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1946 (соавторы А. Н. Крестовников, М. Е. Маршак и др.).

О построении движений. М., 1947. (Переиздания: ; в кн. «Биомеханика и физиология движений». М., 1997).

Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. (Переиздания: в кн. «Физиология движений и активность». М., 1990 ; в кн. «Биомеханика и физиология движений». М., 1997).

Фейгенберг И. М . Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М., 2004.

Николай Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович - врачом, физиологом и общественным деятелем. В ю-ношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и др. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано

Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Н.А. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

После демобилизации в 1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложилдругое решение - непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, - это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи

Такие теории Н.А Бернштейна шли вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бер-нштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Н.А. Бернштейн как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

Главным оппонентом теорий Н.А. Бернштейна был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги

Изучая проблемы движения, Н.А. Бернштейн уделял большое внимание клинической медицине Он был прекрасным невропатологом, занимался восстановлением движений при различных заболеваниях и травмах нервной системы. Эти исследования позволили принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе, а также предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций, что оказалось очень важным для лечения раненых в период Великой Отечественной войны.

В 1947 г. вышла монография Н.А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня - его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен ихвырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Е. НА. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.

В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, известной как «павловская сессия», работы Н.А. Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы.

Ученый не отказался от своих работ, а напротив, продолжал развивать собственные идеи. Друзья устроили его работать в реферативном журнале.

Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. В начале 1960-х гг. он много общался с физиками и математиками, писал в кибернетические издания, выступал с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками.

В это время начали формироваться основы того, что впоследствии получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Н.А. Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Н.А. Бернштейн умер в 1976 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии,кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Ве-личковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

В главное меню

] Научное издание. Под редакцией О.Г. Газенко. Издание подготовил И.М. Фейгенберг.
(Москва: Издательство «Наука», 1990. - Серия «Классики науки»)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    От составителя (И.М. Фейгенберг) (7).
    О ПОСТРОЕНИИ ДВИЖЕНИЙ
    Предисловие (11).
    Часть первая. ДВИЖЕНИЯ
    Глава первая. О происхождении двигательной функции (13).
    Эволюционное значение двигательной функции. Обогащение координационных ресурсов. Развитие структур центральной нервной системы. Возникновение и развитие уровней построения движений. Координационные контингенты движений
    Глава вторая. О построении движений (23).
    Кинематические цепи тела и степени свободы подвижности. Трудности управления движениями системы с более чем одной степенью свободы. Основная задача координации. Значение упругости скелетных мышц и периферический цикл взаимодействий. Примеры осложненных соотношений между мышечными напряжениями и движением. Принцип сензорных коррекций. Рефлекторное кольцо. Внутренние, реактивные и внешние силы. Определение координации движений. Уровни построения движений. Ведущие и фоновые уровни. Опись уровней построения
    Часть вторая. УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
    Глава третья. Субкортикальные уровни построения. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций А (44).
    Палеокинетическая и неокинетическая системы. Свойства нервного процесса в обеих системах. Синапсы неокинетической системы. Альтерационные смещения характеристик. Палеорегуляция неокинетического процесса. Субстраты рубро-спинального уровня А. Афферентации. Характеристический нервный процесс. Функции рубро-спинального уровня. Субординация. Мышечный тонус. Альфа-волны и палеокинетические регуляции. Самостоятельные движения и фоновые компоненты уровня А. Дисфункции
    Глава четвертая. Субкортикальные уровни построения. Уровень синергии и штампов, или таламопаллидарный уровень В. (68).
    Филогенез уровня В. Субстраты. Ведущая афферентация. Координационные качества. Самостоятельные движения. Фоновая роль. Дисфункции
    Глава пятая. Кортикальные уровни построения. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С (81).
    Двойственность уровня С. Афферентация. Пространственное поле. Характер движений уровня С. Пространственная обусловленность движений. Вариативность, переключаемость, экстемпоральность. Субстраты. Самостоятельные движения. Фоновая роль. Дисфункции
    Глава шестая. Кортикальные уровни построения. Теменно-премоторный уровень действий (d) ... (106).
    Специфически-человеческая принадлежность уровня D. Группа апраксий. Субстраты. Афферентация. Смысловая структура действий. Пространство уровня действий. Эволюция взаимоотношений с предметом. Строение двигательных актов уровня D. Двигательный состав действий. Высшие автоматизмы. Роль премоторных систем. Сензорные и кинетические апраксий. Деавтоматизация. Классификация двигательных актов уровня D. Высшие кортикальные уровни. Уровни, лежащие выше уровня действий (группа E). Координационные свойства группы E
    Часть третья. РАЗВИТИЕ И РАСПАД
    Глава седьмая. Возникновение и развитие уровней построения (142).
    Биогенетический закон и его ограничения. Эмбриогенез моторных центров мозга. Филогенез главных ядер мозга. Схема развития моторики позвоночных. Онтогенез моторики человека в первом полугодии жизни. Дозревание системы striatum. Онтогенез охватывания предмета. Развитие локомоций. Дозревание уровня действий, развитие моторики в отрочестве. Пубертатный период
    Глава восьмая. Развитие двигательных навыков (164).
    Условнорефлекторная теория развития двигательного навыка и ее ошибки. Определение двигательного навыка. Два периода развития навыка. Установление ведущего уровня. Определение двигательного состава. Выявление сензорных коррекций. Фаза автоматизации. Собственно фоны и автоматизмы. Переносы упражненности по навыку. Снижение порогов сигнальных рецепторов. Фаза срабатывания коррекций. Стандартизация. Три стадии развития навыков с синергетическими фонами. Динамически устойчивые движения. Дискретность и общечеловечность динамически устойчивых форм. Фаза стабилизации. Факторы, сбивающие автоматизацию. Возрастание переключаемости. Переносы по органу и приему; генерализация навыка. Прелиминарные коррекции. Структура навыка письма. Развитие навыка письма. Реавтоматизация и врабатывание
    Глава девятая. Признаки уровневой структуры в патологии и в норме (206).
    Требования к признакам координационной структуры. Явления, обусловливающие сложность патологических синдромов. Влияние пункта поражения на рефлекторном кольце. Гиподинамии и эфференации. Гиподинамические синдромы по уровням. Персеверации. Персеверации в норме. Группирование признаков нормы по двум периодам развития навыка. Основные вопросы по уровневой структуре нормальных движений. Признаки точности и вариативности. Уровневые проявления признака точности. Уровневые характеристики деавтоматизирующих факторов
    ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИИ АКТИВНОСТИ
    От автора (245).
    Раздел первый
    Очерк первый. К истории изучения движений (248).
    Очерк второй. Циклограмметрический метод (260).
    Очерк третий. Проблема взаимоотношений координации и локализации (266).
    1. Основное дифференциальное уравнение движения (266).
    2. Целостность и структурная сложность живого движения (270).
    3. Взаимоотношения координации и локализации (275).
    4. Экфория двигательных энграмм (280).
    5. Топология и метрика движений. Моторное поле (285).
    6. Принцип «равной простоты» (290).
    Раздел второй
    Очерк шестой. Координация движений в онтогенезе (297).
    1. Противоречия развития между филогенезом и онтогенезом (297).
    2. Развитие координационных систем в филогенезе (299).
    3. Развитие координации в раннем онтогенезе (309).
    4. Природа навыка и тренировки (326).
    Очерк седьмой. Биодинамика локомоций (генез, структура, изменения) (334).
    1. Материал, исходные положения, техника (334).
    2. Основные структурные слагающие локомоторного акта (340).
    3. Генез биодинамической структуры локомоторного акта (347).
    4. Эскизы к качественному анализу биодинамических элементов локомоторного акта (359).
    5. Выводы к учению о координации движений (366).
    Раздел третий
    Очерк восьмой. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов (373).
    Очерк девятый. Управление, кодирование и моделирование в физиологии (392).
    Очерк десятый. Модели как средство изучения нервно-двигательных процессов (405).
    Очерк одиннадцатый. Пути и задачи физиологии активности (410).
    Очерк двенадцатый. Новые линии развития в физиологии и биологии активности (431).
    Заключение (450).
    Николай Александрович Бернштейн. Газенко, И.М. Фейгенберг (463).
    Труды Н.А. Бернштейна (480).
    Литература о Н.А. Бернштейне (487).
    Именной указатель (488).
    Bernstein N.A. Physiology of movement and activity (science classics) (492).

Аннотация издательства: В настоящее издание вошли две основные книги Н.А. Бернштейна: «О построении движений» (1947 г.), удостоенная Государственной премии СССР, и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (1966 г.), подводящая итог научной работы автора. Трудами Бернштейна начата новая глава в физиологии движений - живой организм рассматривается не как реактивная (только лишь реагирующая на стимулы), а как активная система, стремящаяся к достижению «потребного будущего».
Книга рассчитана на физиологов, психологов, биологов, философов, медиков, инженеров, математиков, специалистов по кибернетике.