Веками учёные и философы спорят, возможно ли достижение абсолютной истины, способно ли человечество полностью познать мир, в котором живёт? Для того, чтобы получить достоверные знания об окружающем нас мире, принято использовать сенсуализм (чувственное познание) или рационализм (рациональное познание). Много копий сломано учёными мужами, в попытках понять, какой же из них правильнее, но окончательный вердикт ещё не вынесен. Что же такое рационализм?
Что такое рациональное познание?
Рационализм или рациональное познание - это способ получения информации, опирающийся на сведения, полученные с помощью разума. В этом его отличие от сенсуализма, ставящего во главу угла чувства. Название произошло от латинского слова ratio (разум). Сейчас принята точка зрения, согласно которой мир познаваем, а рационализм и – необходимые части этого процесса.
Рациональное познание философия
Рациональное познание в философии это способ сделать процесс изучения объекта исследований более непредвзятым, независимым от индивидуального отношения исследователя, приверженцами рационализма были Декарт, Спиноза, Кант, Гегель и другие философы. Они заявляли, что чувственное восприятие может дать лишь начальную информацию, не всегда отражающую реальную действительность, поэтому на высших уровнях познания должен использоваться только разум.
Виды рационального познания
Условно рациональный уровень познания можно разделить на два вида, по-разному изучающих объект.
- Ценностно-гуманитарный . Как следует из названия, этот подвид рационализма связан с такими, казалось бы, нерациональными объектами, как культура и вложенные в неё человечеством смыслы. Но это поверхностная точка зрения. Для того, чтобы осознать заключённый в том или ином творении смысл, понять сообщение творца, или, наоборот, вложить этот смысл и сделать сообщение понятным, необходимо, в том числе и рациональное познание.
- Логико-понятийное . Этот вид познания оперирует абстрактными, «идеальными» объектами и направлен на выявление взаимосвязей и общих характеристик. Результативнее всего применяется в технических, математических, естественных и социальных науках.
Рациональное познание признаки
Рациональное познание мира оперирует следующими инструментами:
- выделение общих характеристик познаваемых объектов;
- отвлечённость от их индивидуальных особенностей;
- использование форм познания, связанных с мыслительным процессом;
- связь с языком.
![](https://i1.wp.com/womanadvice.ru/sites/default/files/27/formy_racionalnogo_poznaniya.jpg)
Формы рационального познания
Ещё древние учёные выделяли основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Каждая из них важна и значима, но с точки зрения сложности мыслительных процессов, высшая форма рационального познания – умозаключение.
- Понятие – это наименование объекта изучения, обязательно имеющее характеристики: объём – совокупность объектов, носящих это название, и содержание – все признаки, их описывающие. Понятие должно быть точным, недвусмысленным и не несущим оценочных характеристик.
- Суждение . Связывает понятия между собой, представляет законченную мысль, которая может быть истинной (Солнце – звезда), ложной (Солнце вращается вокруг Земли) или нейтральной (поездка на автомобиле). Каждое суждение должно иметь три элемента: субъект суждения – то, о чём говорится, может быть обозначен буквой S; предикат – то, что говорится о субъекте, обозначается Р; связка, в русском языке часто опускается или заменяется тире.
- Умозаключение – высший и самый сложный уровень рационализма, представляющий собой верные выводы из связи нескольких суждений. Самым сложным он является потому, что заключение должно быть сделано с учётом всех возможных нюансов и взаимосвязей суждений и обязательно доказано. Суждения, на основе которых сделано заключение, называются посылками.
Методы рационального познания
Три формы рационального познания оперируют особыми, свойственными только рационализму методами изучения объектов.
- Идеализация – придание объекту, имеющемуся в реальном мире неких, идеальных для такого объекта, характеристик.
- Формализация - это способ создания абстрактных образов при помощи логического мышления. Применяется для создания формул, описывающих те или иные реальные явления.
- Аксиоматический метод основан на построении умозаключений из утверждений, не требующих доказательства.
- Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой утверждения, выведенные из ещё не доказанных утверждений.
- Эксперимента . Сущность рационального познания в методе мысленного эксперимента заключается в том, что мысленно проводятся эксперименты над неким идеальным объектом.
- Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны и представляют собой исследование объекта с точки зрения его истории, т.е. того, чем он являлся в определённый момент времени, и логики, т.е. закономерностей его развития.
Рациональное познание (от лат. ratio -- разум) -- это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое -- то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием.
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.
Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Понятие, в своем логическом содержании, воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные, и т. п. Возникновение понятий -- это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия -- это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.
Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.
По степени общности понятия могут быть разными -- менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).
В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке») различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении».
Суждение -- это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (Subjectum -- лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum -- сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (P)».
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др.
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение.
Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение (заключение, или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это -- знания непосредственные и опосредованные.
Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее. чувственное рациональное познание умозаключение
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.
Чувственное познание и различные философии
Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововременное понимание чувственного познания проанализировано нами в связи с воззрениями Локка и Канта.
Из новейших философских направлений рассмотрено феноменологическое понимание чувственного познания. А как же герменевты, аналитики, постмодернисты?
Герменевтики с самого начала выхода на философскую сцену не интересовались чувственным познанием. Основатель герменевтики Хайдеггер был учеником Гуссерля, основателя современной феноменологии. Казалось бы, Хайдеггер должен был продолжить дело Гуссерля. Но он резко отошел от феноменологии. Его влекли другие ориентиры.
Аналитики также не проявляли какого-либо особого внимания к чувственному познанию, их преиму-
щественно интересовали слова и факты, а не переработка чувств в психике человека.
Постмодернисты также не дали какой-либо заслуживающей упоминания теории чувственного познания. Их привлекают в первую очередь тексты и борьба с тоталитаризмом.
Итак, благодаря чувственному познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек обладает уникальнейшей способностью вчувствования в мир, благодаря этому возможно познание. Но вчувствование, как известно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и другое относится к рациональному познанию.
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Для дальнейшего весьма полезно провести различие между собственным и общим именем: Собственное имя означает один предмет - этот стол, та книга, Платон. Общее имя обозначает класс предметов - студенты группы А2, бюджетники, деревья. Предметы данного класса обладают общим признаком (свойством или отношением). Например, студенты группы А2 - это общее имя, ибо всём им присущ общий признак - они учатся в группе с условным названием А2. До сих пор, надо полагать, у читателя не возникало особых недоразумений по поводу собственного и общего имени, все понятно. Но теперь нам необходимо обратиться к центральной проблеме всего рационального познания. Что такое понятие?
Попробуем разобраться с этим труднейшим вопросом на примере анализа понятия «студент» (речь идет не о слове «студент», которое используется в русском языке, а о понятии, о том, что обозначается словами «понятие студент»). Давайте спросим, кто такой студент, пятилетнюю девочку, которая живет поблизости от техникума, разухабистого подростка 14 лет, служащую банка, опытного преподавателя. Девочка: «Студенты - это молодые веселые дяди и тети, они еще иногда говорят нехорошие слова». Подросток: «Студенты любят балдеть». Служащая банка: «Студент - это тот, кто учится в среднем или высшем учебном заведении». Преподаватель: «Студент - это тот, кто, учась в техникуме или вузе, ответственно относится к своим занятиям». Мы видим, как неодинаково оценивают студента разные люди. Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позволит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. Преподаватель утверждает, что моральное лицо студента определяет его отношение к учебе, от этого зависит, сколько в студенте студенческого. Разумеется, студент не только учится. У него много дел, много забав, но этим он не отличается от других молодых людей.
Итак, понятие - это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.
Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны понятия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями являются также идеализации.
После того как определено, что такое понятие, на очереди суждение. Суждение - это мысль, утверж-
дающая либо отрицающая что-либо. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями.
Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Все металлы - проводники
Медь - металл ________
Медь - проводник
Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.
Обзор: как искали понятие
Бесспорно, что рациональное познание особенно рельефно выражает природу человека. Именно в сфере рационального человек не знает себе равных. Ясно поэтому, что с самого начала возникновения филосо-
фии рациональному познанию уделялось пристальное рнимание. Но разгадать его тайну трудно, по настоящий день ведутся острейшие споры. Рассмотрение сути этих споров позволит нам лучше сориентироваться в сфере рационального познания. Заметим также, что наука о рациональном познании называется логикой.
В философии античности важнейшее логическое значение имела концепция идей Платона. Выше мы подробно рассматривали, как, по Платону, человек познает идеи. По сути Платон представлял себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотель по праву считается создателем логики, он придал ей теоретическую форму. Он понял два важнейших обстоятельства: первое - в логических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий; и второе - важнейшей функцией суждений является истинность или ложность. Природа же понятий для него все еще оказывалась загадочной.
В философии средних веков разгорелся многовековой спор об универсалиях (фактически спор шел о понятиях). Так называемые реалисты продолжали линию Платона и считали, что универсалии - это самостоятельные духовные реальности, они присущи первично Богу, а вторично - вещам и мыслям. Такова, например, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты считали, что общее не существует, не следует считать имена (ноумены) какими-то невесть как придуманными универсалиями. Существуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет нужды придумывать какие-то другие сущности («бритва Оккама»). В «сотрясении воздуха» номиналистов обвиняли концептуалисты, (например, Абеляр). Имелось в виду, причем
справедливо, что номиналисты считают понятия всего лишь словами и тем самым не раскрывают их природы. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты - доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира. Каким образом человек получает понятия (универсалии), концептуалисты объяснить не могли (в средних веках науки были развиты крайне слабо).
В философии Нового времени вместе со всемерным возрастанием интереса к науке усилилось внимание к рациональному познанию. Возникло настоятельное желание обосновать его, ясно и четко показать, каким образом человек приходит к понятиям. В 1620 г. вышла книга англичанина Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В ней предлагалась новая теория познания, в основу которой были положены данные экспериментов и наблюдений, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что понятия выводятся из ощущений. Это утверждение намного последовательнее Бэкона проводил Локк. Его воззрения были рассмотрены выше.
Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали воззрение о выводе понятий (в ходу также слово «идея») из ощущений ложным. Они авторы концепции врожденных идей. Мысль рационалистов шла в интересном направлении. Они выводили из одних идей другие (дедукция) и лишь на заключительном этапе сравнивали полученные суждения с теми чувствами, с которых начинается познание.
Из четырех главных философских направлений - феноменологии, герменевтики, аналитической философии и постмодернизма - проблемами рационального познания занимаются наиболее продуктивно феноменология аналитики.
Феноменологи стремятся вывести понятия из чувств, представить путь к понятиям как движение по реке чувств, которые (происходит скачок в мышлении) выводят на понятия и все логические составляющие нашей психики. Понятия выступают знаками чувств.
Философы-аналитики действуют в манере, которая чужда феноменологам. Большинство аналитиков подозрительно относятся к рассуждениям о том, что происходит в голове человека, о комбинациях чувств или мыслей. Они считают голову человека чем-то вроде черного ящика, внутрь которого лучше не лезть. Достаточно ограничиться тем, что имеется «на входе» и «на выходе» . Надо сопоставлять с фактами слова (а не мысли). Никакой мистики. Аналитики, как правило, являются прекрасными логиками. Для них философия сродни логике, которая в свою очередь близка к математике,- и в логике, и в математике используются формулы и всякого рода доказательства.
Введем такое определение: слово, которое обозначает понятие, есть термин. Для аналитиков первейший интерес представляют именно термины. Достаточно говорить о терминах, незачем за ними искать мысли. Сами термины понимаются как слова-гипотезы, которым в случае их истинности соответствуют по содержанию факты.
Итак, понятие - это мысль, мысль-обобщение, мысль-гипотеза, мысль-интерпретация, которая обозначается терминами и позволяет объяснить содержание фактов (и чувств, и предметов).
Рациональное познание
Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.
Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:
Понятие; суждение; теорию.
Подпонятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».
Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. Входе рационального познания используются различные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:
Индукция;
Дедукция, обобщение;
Абстрагирование;
Определение и др.
Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.
Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.
Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений.
Понятие - форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальности. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо так же познать связи и отношения между предметами, явлениями, процессами.
Объединение понятий происходит в суждении. Суждение - форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-либо.
Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.
В структуре рационального познания нередко выделяют и такие уровни как рассудок и разум. И. Кант, в частности, разделяя разум и рассудок, характеризует рассудок как форму синтеза наглядных представлений, которая "подводит" их под род понятия и под законы формальной логики (по заданным схемам и алгоритмам мышления). Разум же для Канта характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает перспективу философского мышления; разум умозрителен, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Целесообразность выделения в рациональном познании разума и рассудка (2-х уровней) в определенной мере подтверждается и данными современной нейрофизиологии.
В общем виде процесс познания (его основные ступени и соответствующие им формы) можно отобразить следующей схемой:
познавательный процесс чувственное рациональное
В истории философии абсолютизация чувственной или рациональной ступеней познания привела к возникновению (в 17 - 18 вв.) дилеммы эмпиризма и рационализма. Эти направления выбирают разные пути решения задачи отыскания абсолютно достоверного знания, которое позволяет дать оценку всех знаний по степени их ценности. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Мах, логический позитивизм) признает чувственный опыт единственным источником знания, т.е. содержание знания согласно эмпиристам может быть сведено к опыту. При таком подходе рациональная деятельность в процессе познания сводится к комбинации того материала, который получен в опыте. Эмпиризм во многом смыкается с сенсуализмом (Беркли, Юм), где чувственное познание так же признается главной формой познания, а все содержание познания выводится из деятельности органов чувств.
Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и др.) предполагают приоритет разума по отношению к чувственному опыту, по мнению рационалистов, знание имеет всеобщий и необходимый характер. Рационализм подчеркивает роль дедуктивной методологии познания, акцентирует внимание на гносеологической роли универсальных логических схем деятельности сознания человека.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные (последние производятся различными участками мозга на основе определенных биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от сознания и воли человека). Творческо-внерациональная сторона процесса познания представлена различными психологическими и иррациональными факторами - такими как воля, фантазия, воображение, эмоции, интуиция и т.д. Особенно важную роль в процессе познания (и прежде всего научного), творчества играет интуиция.
Интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Источник и сущность интуиции в разных философских концепциях рассматривается по-разному - например, как результат божественного откровения или инстинкт, непосредственно определяющий без предварительного научения формы поведения индивида (Бергсон), или как скрытый бессознательный первопринцип творчества (Фрейд), однако даже при разном толковании интуиции различными философскими концепциями и школами практически все подчеркивают момент непосредственности в процессе интуитивного познания (в отличие от опосредованного фиксированного характера логического мышления).
Как непосредственный момент познания интуиция объединяет чувственное и рациональное. Интуиция не осуществляется в логически развернутом и доказательном виде: субъект познания казалось бы мгновенно охватывает мыслью сложную ситуацию (например, при постановке диагноза) и происходит "озарение". Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое. В процессе интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на определенном этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактным и чувственным знанием (соответственно осуществляемая левым и правым полушариями головного мозга) внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к своеобразному "озарению", которое воспринимается как открытие, как "высвечивание" того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности. Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное; объясняется ее сложность тем, что в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод (делается умозаключение), и те приемы, с помощью которых он делается. Таким образом, интуиция - особый тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления совершаются в сознании более-менее бессознательно, но предельно ясно осознается итог мысли - истина. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в своей правоте (истинности знания) других и самого себя.
Важнейшей особенностью человеческой деятельности вообще (не только познавательной) является творчество - деятельность по познанию, осмыслению и преобразованию окружающего мира. В широком смысле творчество создает неповторимый симбиоз чувственной, рациональной и внерациональной ступени познания. В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями, разрешая которые человек принимает моментальные и зачастую нестандартные решения, - такой процесс может быть назван творчеством. Механизмы творчества, его природа изучались философией и наукой, начиная с эпохи античности (творчество как проявление божественного начала в человеке - христианская традиция, творчество как проявление бессознательного - З. Фрейд и т.д.). Механизмы творчества до сих пор основательно не изучены, однако достаточно авторитетно можно утверждать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. В элементарной форме акты творчества проявляются уже в поведении высших животных, для человека же творчество есть сущность и функциональная характеристика его деятельности. Вероятно, творческие возможности человека определяются не только нейрофизиологическими особенностями мозга, но и его "функциональной архитектурой". Она представляет собой систему организованных и взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга, с помощью которых производится переработка знаковой информации, выработка образов и абстракций, вызов и переработка хранимой в памяти информации и т.д.
В определенном смысле творчество есть механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, реализующий принятие нестандартных решений, что в конечном итоге обеспечивает выживание и развитие человека как биологического вида и социального существа.
Процесс творчества не противостоит чувственной и рациональной ступеням познания, а дополняет и даже организует их. Механизмы творчества, протекая подсознательно и не подчиняясь определенным правилам и стандартам рациональной деятельности, на уровне результатов могут быть консолидированы с рациональной деятельностью и включены в нее (это касается и индивидуального и коллективного творчества).