Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования. Статистика биржевых торгов

Рынок нефтепродуктов находится на первом месте среди всех остальных, так как масштаб товарооборота (нефти и производных продуктов) огромен. Ежегодно эта отрасль приносит до трехсот миллиардов долларов.

Мировой рынок нефтепродуктов

Существует три основных мировых рынка нефти:

  • американский;
  • азиатский;
  • европейский.

Стоит рассмотреть каждый подробнее.

Американский рынок использует только 27 процентов импорта от общего количества, потребляя примерно 30. Цена на нефть и газ коррелируется с экономикой и объемом нефти во всем мире.

Азиатский рынок, в свою очередь, импортирует 39 процентов нефти и использует для личных нужд 29%. Отличается от других рынков тем, что все ресурсы распределены неравномерно.

Развитые страны, по сравнению с менее развитыми и густонаселенными, имеют избыток нефти. Рынок крайне нестабилен в связи с тем, что поставки от главного поставщика (Персидского залива) могут приходить с опозданием. Активно развиваются связи с Россией по этому вопросу.

Европейский рынок импортирует 26 процентов всей нефти в мире, а потребляет 30%. Состояние рынка зависит от северных месторождений, на данный момент практически исчерпанных. Конкуренцию европейским производителям составляют Россия, Восток и Африка. Эксперты прогнозируют увеличения взаимодействия европейского рынка с Ираном и нефтяными месторождениями Каспия.

Рынок нефтепродуктов 2016-2017 года

Каждый человек, начиная от обычного рабочего и до финансового аналитика, заинтересован в цене на нефть. На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален, так как за последние годы цена на нефть упала до 40 процентов от изначальной стоимости.

Еще два года назад бюджет России состоял на 40 процентов из продаж нефти и нефтепродуктов. Объем углеводородов, импортируемых в другие страны, достигал 2/3 от общего добытого количества.

В последующие месяцы количество поставляемой нефти будет снижаться по многим причинам. Например, цена углеводородов на внешнем рынке упадет. А также упадут в цене пошлины на экспорт, что потребует введения другой системы льгот. Как итог, продавая то же количество нефти, государство будет получать меньше доходов.

Российский рынок нефтепродуктов

В последний год сценарий развития российского рынка изменился - производители стали вести конкуренцию за своих потребителей. Так, произошло потому, что с новыми силами заработали основные заводы по нефтепереработке, ранее стоявшие на ремонте. Кроме того, АО «Газпром» начал активно продавать свои запасы нефти и бензина. К этому времени было накоплено более двух миллионов тонн дизельного топлива, а это превышало количество в прошлый год на несколько сотен тысяч.

Рынку необходимо было снижение цены, только оно помогло бы сократить премии внутреннего рынка к экспортному паритету. Однако в последние месяцы нефть чуть прибавила в цене, поскольку инвесторам стало выгодно вкладывать деньги и поднимать нефтяной рынок. На ситуацию повлиял и новый курс доллара, и поломки на нефтяном заводе Shell в Нидерландах, из-за чего цена в Европе резко возросла.

На сегодняшний день для рынка нефтепродуктов характерен дисконт российского рынка по отношению к мировому. Изменилась и тактика продавцов - вместо снижения цены ради покупателя, приоритетом стало ее повышение.

Тенденции развития рынка нефтепродуктов России

Осенью 2017 года вследствие возросших цен на экспорт, цены на нефть и производные продукты возрастут. Неизвестно как быстро произойдет повышение, и как изменятся тенденции рынка.

Факт, что цена будет расти нелинейно: то возрастая, то останавливаясь. Появится возможность продать нефть на мировом рынке дороже. К тому же российские компании за весну смогли поднять цены внутри страны, несмотря на общий спад.

Рынок реализации нефтепродуктов

Реализацию нефтепродуктов можно провести несколькими способами, самыми популярными из которых являются: экспорт в другие страны, продажа на внутреннем рынке и реализация через розничную сеть.

Менее популярные способы - продажи с НПЗ и смазочных материалов, бункеровка, авиазаправочный и битумный бизнес. Для России будет намного выгоднее вывозить нефть и реализовать ее за рубежом, что в основном и делают нефтеперерабатывающие компании.

Оптовый и розничный рынок нефтепродуктов

Мировой рынок нефтепродуктов - торговая площадка, которая формирует цены (оптовые) для остальных компаний, продающих нефтепродукты по всему миру.

Бензины, дизельное топливо, керосин - все светлые продукты нефтяной переработки, и мазут с гудроном (темные) - основа всего ассортимента, цена на который предопределяют экономику и социальную политику всех крупных стран.

Для розничного рынка характерна связь договорных связей с оптовым рынком, то есть поставкой продуктов переработки нефти напрямую с завода. Он включает в себя следующие составляющие: заправку судов (бункерное топливо), заправку самолетов керосином, и продажа бензина на автомобильные заправки.

Цены на розничных рынках быстро меняются в связи с темпами инфляции. Динамика цен иногда обгоняют ее или, наоборот, отстает. Однако при этом тенденция сохраняется на продолжительное время.

Больше о тенденциях на российском и мировом рынке нефтепродуктов можно узнать на выставке «Нефтегаз».

Во время эксплуатации месторождений нефти значительно повышается проблема эффективности уровня добычи данного ресурса. Этот процесс экономически значим для всего мира.

Для того, чтобы мировой нефтевой не стоял на одном месте, а все время совершенствовался, специалисты предлагают создать некие условия, которые будут базироваться на организационном и экономическом направлениях. Последняя пятилетка показала, что запасы стали обновляться в два раза медленнее, чем раньше. Этот факт подтверждает, что если продолжать в таких же темпах, то совсем скоро нефтяные ресурсы начнут исчерпываться.

Проблемы современности

В наше время разработано до 1100 месторождений нефти. На их территории работает больше чем 150 тысяч скважин. Для того чтобы нефтедобывающая отрасль развивалась и продвигалась вперед каждый год нужно инвестировать около 10 млрд. валютой США.

Это большая сумма, поэтому актуально стало активизировать инновационно-инвестиционную деятельность на предприятиях данной отрасли. Все истощенные месторождения нефти следует отдать под осваивания их малыми предприятиями. Ведь именно такие предприятия обеспечивают 10 % добычи нефти. Они способны показывать неплохие результаты.

Современный рынок нефти стал неплохим объектом для разнообразных исследований. В основном исследования направлены на отношения экономического характера. Они постоянно появляются вместе с процессом эволюции на мировом нефтяном рынке. Связан этот процесс с полной глобализацией хозяйства во всем мире.

Рассматривая рынок нефти, определяются основные направления его развития. Специалисты данной отрасли постоянно проводят определенные наблюдения и анализы.

Большое количество информации, которая раскрывает нефтяной рынок со всех сторон, по желанию можно найти в таких источниках:

Документы нормативные;
Монографии;
Литература учебная;
Статьи, написанные на основании разных исследований;
Отчеты аналитические.

Рынок нефти мирового уровня

Несмотря на XXI век, нефть остается самым важным ресурсом в энергетике, а главное, это крупнейший объект, который широко распространен в торговле между странами.

Именно поэтому рынок нефти регулируется нормативно-правовыми актами.

Согласно таких актов, распределяются полномочия на геологические изучения, пользование, подземное хранение нефти и тому подобные процессы. Именно такая документация устанавливает наличие либо размер льгот для всех субъектов нефтяного бизнеса.

Россия поставила себе за цель задачи, которые она должна осуществить до 2020 года:

Определить пути, по которым можно достичь новое качественное состояние ТЭК;

Вычислить рост конкурентоспособности;
Сформировать прочные механизмы политики энергетики в государстве.

Во время выполнения поставленных целей стоит учитывать результаты прогнозов.
В 2006 году в мире было добыто нефти в размере 3,8 млрд. тонн. Если это перевести в баррели, то получим 30 млрд. таких баррелей за каждый год.

Такого объема хватит для пользования на целых четыре десятка лет.

(таблица №1)

Рынок нефти мирового уровня

Название

% от нефти, которая входит в мировой запас

Сколько лет будет использоваться данное количество

Саудовская Аравия

Венесуэла

Казахстан

Члены ОПЕК

Примечания:

Запасы показаны в миллиардах баррелей;
Добыча, внесена в таблицу в объемах тысяч баррелей за один день;
Количество лет, на которое должно хватить добытой нефти, определили делением запасов / добычу.

Таблица показывает, что нефть, которая уже разведана, хватит для потребителей на период до 40 лет, а той, которая ждет свой черед - в зависимости от требования населения планеты (период может колебаться от 10 до 50 лет).

Потребление нефти возросло – если раньше оно составляло 20 млрд. баррелей за год, то сейчас 30. Такой скачок произошел за срок в 35 лет.

Из общих объемов мировых запасов нефти России принадлежат ресурсы в количестве 13% (некоторые источники указывают, что всего лишь 6,2%). Но, тем не менее, РФ в качестве экспортера нефти вышла на передовые позиции. Рядом с ней находится только Саудовская Аравия. Практически все энергоресурсы, которые экспортируются Россией, используются в европейских странах. Но, учитывая данные, указаны в таблицы, делаем вывод, что в будущем, скорее всего, Ирак и Венесуэла станут лидерами нефтяного рынка. Именно на их территориях хранится самое большое количество запасов нефти.

Эксперты прогнозируют, после 2020 года начнет снижаться добыча нефти. Природным ресурсам также свойственно заканчиваться. Поэтому именно в 20-е годы нового века будут разрабатываться и осваиваться новые энергетические источники.

Нормативная база

Большой проблемой нашего времени стало то, что законодательство практически всех субъектов деятельности на нефтевом рынке не соответствует нормам.

Уже много лет правовые акты субъектов хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью, классифицируют по общепринятым признакам:

Общего действия.

Они используются по отношению ко всем субъектам. Сфера деятельности в данном случае не имеет никакого влияния.

Рост цен не прекращался и в марте, и в мае. Стоимость одного барреля больше не опускалась ниже 100 долларов. Максимум был зафиксирован в 2008 году 11 июля. Он перешагнул отметку 147 долларов США за один баррель нефти.

Эксперты начали давать свою оценку сложившейся ситуации и в результате их мнения разошлись на два лагеря:

Вторжение Соединенных Штатов в Иран;

Нефтяной кризис (месторождения истощаются).

Но уже октябрь 2008 года опять шокировал участников торгов - цена была снижена до 67 долларов. Эта цифра составила годовой минимум.
Хотелось бы напомнить, что от стоимости нефти зависит рост либо падение доллара. Это исходит из того, что США самый крупный потребитель мирового рынка нефти.

Структура комплекса нефтегазовой промышленности России

Нефтяная промышленность состоит из следующих компонентов:

Предприятия, добывающие нефть;

Заводы, которые перерабатывают нефть;
Предприятия, отвечающие за транспортировку, и нефтепродуктов.

Базой отрасли являются 28 заводов-гигантов по переработке нефти и заводы, которые производят масла. Нефтепроводы раскинулись на расстояние до 50 тысяч км, а нефтепродуктопроводы - на 19,3 тысячи км.

Структура состоит из девяти крупнейших нефтяных компаний. Первенство в этом списке занимают "Лукойл", "Роснефть" и "Сургутнефтегаз".

Транспортировкой нефти и продуктов нефтяной промышленности занимаются акционерные компании "Транснефтепродукт" и "Транснефть".

Необратимый процесс

Рынок нефти формируется под влияние процессов глобализации в экономике всего мира. Цены на нефть вместе с курсом доллара постоянно давят на рост мировой экономики.

Вместе с ростом цен начинает стабилизироваться . Этот фактор заставляет действующих в данной сфере людей, искать инновационные методы развития. Создается депрессионное состояние, которое подталкивает к созданию инноваций.

Но такой процесс, запущенный на мировом уровне, требует внимания и усилий от каждого государства.

Глобальный процес спровоцирует не только колоссальный прирост в мировой экономике, но и повлечет за собой разрушение состоявшихся секторов экономики.

Формы торговли на рынке нефти

На мировом рынке нефти распространились две формы торговли:

Контрактная. Покупатель договаривается с продавцом о том, что поставки будут производиться на протяжении определенного периода времени. Цены в такой торговле чаще всего тоже фиксируются. Еще совсем недавно все контракты подписывались на срок от 2 лет. Сейчас сроки стали намного короче и появилась возможность устанавливать гибкие цены.

Спотовая . Эта форма предусматривает краткосрочные сделки. Чаще всего именно так продают один танкер с нефтью. Цена устанавливается по факту. Большинство сделок в наше время заключается именно на таких условиях.

Рынок нефти состоит из следующих участников:

Крупные компании, которые практикуют две формы торговли;

Независимые нефтяные компании;
Нефтяные трейдеры.

В связи с тем, что в наше время большую часть продаж занимает спотовая форма продажи, хотелось бы перечислить крупные спотовые рынки:

Роттердам (здесь зародилась эта форма торговли);
Сингапур;
Средиземноморский.

(таблица №2)

Мощность НПЗ

Внутреннее потребление

Потребление нефти, тонн на душу на селения в год

Фактический нетто-экспорт

Содержание Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы. Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов. В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.



4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы: 1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.

«Оптовый рынок нефтепродуктов России» — ежедневный обзор российского крупнооптового рынка нефтепродуктов. В каждом выпуске:

  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка нефтепродуктов и прогнозы цен;
  • Анализ биржевых торгов нефтепродуктами и ситуации на внебиржевом рынке;
  • Экспортный паритет для российских нефтепродуктов;
  • График фактических ремонтов на НПЗ;
  • Статистические данные по переработке нефти, производству нефтепродуктов, их отгрузкам на внутренний рынок, а также товарным остаткам автобензина и дизтоплива;
  • Рассылка 2 раза в день: до 10:00 мск рассылаются экспортный паритет за предыдущий торговый день и дайджест новостей рынка, до 19:00 мск рассылается выпуск в формате pdf и приложение с итогами биржевых торгов в формате Excel.

Оптовый рынок СУГ

«Оптовый рынок СУГ» — ежедневный обзор российского рынка сжиженного газа. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые крупнооптовые и мелкооптовые цены на СУГ;
  • Экспортный паритет для российских СУГ;
  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка СУГ и прогнозы цен (публикуется по вторникам и пятницам);
  • Анализ биржевых торгов СУГ и ситуации на внебиржевом рынке;
  • График фактических ремонтов на заводах-производителях СУГ;
  • Еженедельное приложение с железнодорожными отгрузками СУГ на внутренний рынок и на экспорт в формате Excel.

Рынок нефтепродуктов московского региона

«Рынок нефтепродуктов московского региона» — ежедневный обзор регионального рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые и биржевые мелкооптовые цены нефтепродуктов на московском рынке;
  • Подробный обзор конъюнктуры рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области, прогнозы цен;
  • Приведенные к нефтебазам биржевые цены нефтепродуктов с учетом издержек;
  • Расчет маржи мелкооптовых и розничных продаж автобензина и дизтоплива;
  • Статистика биржевых торгов нефтепродуктами на базисах Центральной России;
  • Информация о рынке нефтепродуктов Воронежской, Рязанской, Смоленской и Ярославской областей.

Ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» осуществляет ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов во всех регионах России.

Мелкооптовые цены светлых и темных нефтепродуктов доступны в модуле Мелкий опт АТ «КОММОД».

Ключевые преимущества сервиса:

  • Обновление информации в режиме реального времени. Мелкооптовые цены транслируются Пользователям сразу после их внесения в базу данных;
  • Цены на будущие даты. Если Агентство узнало цены, которые будут введены в ближайшие дни, эта информация сразу транслируется Пользователям;
  • Удобный пользовательский интерфейс.

Статистика биржевых торгов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» располагает подробной статистикой биржевых торгов. Данные аккумулируются ежедневно и доступны клиентам Агентства в модуле Аналитика АТ «КОММОД», а также в формате Excel.

Статистика биржевых торгов на СПбМТСБ доступна в виде:

  • Обезличенных реестров биржевых сделок;
  • Сводных обезличенных итогов торгов по инструментам;
  • Результатов биржевых торгов с выделением продавцов-ВИНК.

Помимо статистики торгов на СПбМТСБ, клиентам Агентства доступны данные с биржи «Санкт-Петербург» и ЭТП e-Oil.


Для оформления пробной подписки пройдите регистрацию на сайте commod.ru

По информации Виктора Костюкова, эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор», на российском рынке нефтепродуктов случился обвал биржевых цен. Падение цен в этом сегменте, стартовавшее на прошлой неделе, продолжается на этой. Три дня цены на продукцию нефтеперерабатывающих заводов страны сокращались ежедневно на 450–500 рублей за тонну. По словам Костюкова, такой обвал не имеет аналогов за всю историю торгов.

У тренда на снижение, по мнению эксперта, есть три причины. Как обычно, в декабре на рынок хлынул дополнительный поток нефтепродуктов из производственной программы нефтеперерабатывающих заводов на январь следующего года. В преддверие новогодних каникул НПЗ спешат обеспечить свои мощности необходимым реестром заявок на выгрузку товара. Второй фактор - «рука регулятора»: власти забеспокоились на фоне рекордных биржевых цен на нефтепродукты по итогам осени текущего года. «Можно было бы антимонопольщикам не обращать особого внимания на биржевые выкрутасы, но беда в том, что вслед за биржей потянулись в небеса и цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Заповедь ФАС „инфляция плюс“ оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали ее втрое, бензин подорожал на 6%, а дизель подтягивается к 8%», - отмечает Костюков. Неуютно, по мнению эксперта, чувствуют себя и независимые сети АЗС, где маржинальность опустилась к значениям, близким к убыточным. В адрес ФАС и президента страны полетели письма-обращения «навести порядок»…

«Возникает вопрос, на какие ориентиры нацелились нефтяные компании? Ответить на него невозможно. Во-первых, мы не знаем, какие установки выдала ФАС нефтяным компаниям, кроме расплывчатого „нарастить объемы предложения товара на бирже“. Во-вторых, покупатели на бирже ведут собственную игру: на падающих ценах могут сократить покупки, в надежде поймать дно. Такая практика отложенного спроса лишь ускорит падение цен. Но заканчивается она, как правило, острым разворотом в противоположную сторону. Две оставшиеся недели торгов могут принести участникам биржи неожиданные сюрпризы. Будут ли они желанными подарками или огорчениями - в этом и состоит предновогодняя интрига», - задается вопросом Виктор Костюков.

Таблицы сделок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) в начале недели окрасились в красные тона. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ в среднем на 500 рублей до 43,6 тыс. рублей за тонну. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Астраханском НПЗ, где цена сократилась на 1,2 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей за тонну. Цены сделок с бензином Аи92 обрушились 11 декабря в среднем на 300 рублей за тонну до 42,31 тыс. рублей за тонну против спада на 600 рублей за тонну в прошлую пятницу. Объем сделок превысил 32 тыс. тонн, и это рекорд 2017 г. Предыдущий рекорд установлен 16 декабря 2016 г., когда объем сделок с бензином Аи92 достиг без малого 37 тыс. тонн. С прошлой среды поползли вниз цены сделок с зимними классами дизельного топлива. Посыпались цены на авиакеросин. «Этот сегмент необъяснимо дорожал, начиная с лета, и вдруг в преддверии повышенного спроса на авиабилеты также немотивированно покатился вниз. Версия одна - производители исполняют волю ФАС», - утверждает Костюков.

Мелкий опт на биржу

12 декабря на СПбМТСБ запущены торги с участием «Транснефти» в качестве оператора товарных поставок. Этот статус компания получила от государства в конце октября этого года. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, торговля с участием оператора товарных поставок - это новое качество работы биржевого рынка, позволяет увеличить число регионов, где можно торговать нефтепродуктами на всех уровнях, в том числе и в мелкооптовом звене. «Это принципиально важно с точки зрения развития конкуренции. Проект повышает роль компании „Транснефть“ как инфраструктурной организации, создающей условия для доставки биржевого товара, реализованного любым продавцом, в любую точку страны», - отметил Голомолзин, выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Проект, реализованный с помощью новой цифровой системы, позволяет вывести на биржевые торги мелкооптовые сделки. Объем лота при работе на этих базисах через оператора товарных поставок составляет 10 тонн (при стандартном лоте в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ размером в 60 тонн). Развитие мелкооптового сегмента, согласно планам биржи и ФАС, должно способствовать прозрачному ценообразованию на топливном рынке.

Пока «Транснефть» обеспечивает возможность приобретения нефтепродуктов на базисах биржевых поставок СПбМТСБ, обеспечивающих в том числе автоналив: ЛПДС «Володарская», ЛПДС «Воронеж», НП «Никольское», НП «Брянск», ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Красный Бор, ЛПДС «Белгород». Далее планируется расширение этих базисов на всей территории страны.

Маржа и обратный акциз

На проходившей на прошлой неделе Международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ: текущее состояние и перспективы дальнейшего развития -2017», заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов оценил современные объемы переработки нефти в стране на уровне 280 млн тонн. Согласно прогнозам, средний показатель глубины перерабатывающих процессов на российских НПЗ в следующем году достигнет рекордных 82,2% (81,4% в 2017 г.). Уже к 2020 г. он выйдет на уровень в 85%. Производство светлых продуктов в 2018 г. составит 64% (62,1% в 2017 г.): вырастут объемы производства бензина до 40,1 млн т (39 млн т в текущем) и дизельного топлива - 79 млн т в 2018 г. (76,6 млн т в текущем).

Согласно концепции Минэнерго, государство должно поддержать отечественную нефтепереработку путем введения обратного акциза, что позволит увеличить маржу российских НПЗ. Ранее руководство нескольких российских ВИНК выступило с критикой действующей системы налогообложения в отношении отечественного downstream, что привело к низким показателям доходов нефтеперерабатывающих заводов в стране. Но, по данным Молодцова, сегодня в РФ перерабатываются с высокомаржинальной доходностью порядка 90 млн т нефти.

Механизм обратного акциза на нефтепродукты будет иметь заявительный принцип. Он предусматривает выплату компенсации модернизированным российским НПЗ из уплаченного ими акциза за каждую тонну переработанной нефти. Предполагается, что эта мера поддержки российских НПЗ будет рассмотрена правительственной комиссией ТЭК в первом квартале 2018 г.

Нина Маркова