Структура и структурные компоненты исследовательской работы. Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению Структура научно исследовательской работы

Структура исследовательской работы

Структура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая главы, выводы и заключение, литература и ресурсы, приложения. Общие требования:

  • печатный вариант работы, листы формат А 4;
  • кегль 12, межстрочный интервал 1,5;
  • нумерация указывается внизу, по центру;
  • объём работы желательно не превышать 10 страниц, плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.).

Обратите внимание! Каждое Положение о научно-исследовательской конференции, конкурсе может иметь свои требования к оформлению работ учащихся.

Оформление исследовательской работы

Оформление результатов исследования - это трудоемкий этап работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: текст научного сочинения; статья, тезисы; доклад, сообщение; отчет и т. д.

Основные требования к их оформлению:

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста исследования, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В конце статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного исследования, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов исследования с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:

  • полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;
  • название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);
  • фамилия, имя и отчество автора исследования, указание на то, учеником какого класса является - в нижней части титульного листа справа (без слова «автор», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя - ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • год и город - внизу страницы, в центре.

Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц на которых начинается каждый раздел:

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава I (название главы)……………………………………………………….4

Глава II (название главы)……………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………….12

Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д……….…….13

В заголовках должна прослеживаться логика исследования. Художественное название не подходит к заголовкам глав и параграфов. Не должно быть вопросительной формы предложений в заголовках. Проанализируйте следующий ниже вариант оглавления. Без темы исследования невозможно здесь определить предмет исследования. Тема исследования указана ниже оглавления (размер шрифта 6).

1. Введение ……………………………………………………………стр. 3

2. Добродушные великаны …………………………………………. стр. 4

2.1. Грозный вид и добрый нрав ……………………………….стр. 4

2.2. Среда обитания …………………………………………….стр. 6

2.3. Семья …………………………………………………………стр. 7

3. На грани исчезновения …………………………………………….стр. 8

3.1. Уничтожение естественной среды обитания …………….стр. 8

3.2. Убийство ради еды ………………………………………….стр.9

3.3. Нездоровые сувениры ………………………………………стр. 10

3.4. Болезни ………………………………………………………стр. 11

4. Помощь людей ……………………………………………………. стр. 12

4.1. Борьба с браконьерством ………………………………….стр. 12

4.2. Питомники ………………………………………………….стр. 13

5. Заключение ………………………………………………………..стр. 14

6. Список литературы ………………………………………………..стр. 15

7. Приложение ………………………………………………………. стр.16

Спасение редких видов животных. Гориллы

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Составление библиографического списка требует особой точности.

Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы:

  • алфавитный;
  • систематический;
  • в порядке первого упоминания работ в тексте;
  • по главам научной работы.

Алфавитное расположение. Пример:

1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. - М., 1984.- …с.;

2. Барсуков, В.С. Обеспечение информ. безопасности / В.С. Барсуков. - М., 1996. - …с.;

3. Контрактное право. Мировая практика. - М., 1992. - …с.;

4. Шаваев, А.Г. Безопасность банковских структур / А.Г. Шаваев // Экономика и жизнь. - 1994.- N16.- с.;

5. Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. - М. : Лаком-книга: Габестро, 2001.- (Золотая проза серебряного века) Т. 1: Романы. - 367 с.;

6. Каленчук, М. Л. О расширении понятия позиция / М. Л. Каленчук // Фортунатовский сборник: материалы науч. конф., посвящ. 100-летию Моск. лингвист. школы, 1897 - 1997 гг. / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. - М., 2000. - С. 26-32

Статья из журнала

Андреева, О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы / О. Андреева // Наука и жизнь. - 2005. - N 1. - С. 118 - 125.

Статья из газеты

Карельская изба: [ о проекте по созданию турист. центра в пос. Шуя] // Прионежье. - 2006. - 1 сент. (№ 32).

Законодательные материалы. Запись под заглавием:

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

Электронные ресурсы

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб.: ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Mb.; Windows 95; зв. плата. - Загл. с экрана;

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web - мастер Н.В. Козлова. - Электрон. дан. - М.: РГБ, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана;

Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати: . - Режим доступа: http: // / print.php?id=511. - Описание основано на версии, датир.: февр., 10, 2005.

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
  • если объектов ссылки несколько - их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения. Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;
  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице. Таблицы , как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Определяется ГОСТ 7 32 01. Все материалы, полученные в процессе исследования, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР) - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования. Материал должен быть изложен четко и в логической последовательности, убедительно аргументирован, формулировки должны быть краткими и точными, исключающими возможность неоднозначного толкования, рекомендации и предложения – обоснованными.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

титульный лист;

список исполнителей;

определения;

обозначения и сокращения;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР.

Требования к содержанию структурных элементов отчета

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей отчета о НИР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

наименование вышестоящей организации;

наименование организации-исполнителя НИР;

индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

коды Высших классификационных группировок Общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции для НИР (ВКГОКП), предшествующих постановке продукции на производство;

номера, идентифицирующие отчет;

грифы согласования и утверждения;

наименование работы;

наименование отчета;

вид отчета (заключительный, промежуточный);

номер (шифр) работы;

должности, ученые степени, ученые звания,фамилии и инициалы руководителей организации-исполнителя НИР, руководителей НИР;

место и дату составления отчета.

Список исполнителей

В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы.

Реферат

Реферат должен содержать:

сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

перечень ключевых слов;

текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

объект исследования или разработки;

цель работы;

метод или методологиюпроведения работы;

результаты работы;

основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

область применения;

экономическую эффективность или значимость работы;

прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Композиционная структура исследовательской работы

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, группа) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.

Научная статья

Научная статья (описание работы) должна содержать:

Введение

Основную часть

Заключение

Список использованных источников и литературы.

В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Понятийный аппарат исследования

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

С не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

С возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования . Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

  • выявить...;
  • установить...;
  • обосновать...;
  • уточнить...;
  • разработать...

Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования .

Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования . В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.


Правила оформления исследовательской работы

Требования к тексту

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через полуторный интервал между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия в группе второго года обучения секции журналистики МАН

Руководитель Згодько Людмила Анатольевна

Тема занятия: Структура научно-исследовательской ученической работы

Цель: продолжить знакомство учащихся с методикой написания научно-исследовательских ученических работ по филологии, изучить структуру работы и требования к содержанию структурных частей

Задачи:

Повторить изученные ранее ключевые теоретические понятия;

Повторить структуру НИР (титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы) и требованиями к содержанию структурных частей;

Развивать у учащихся и слушателей навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, овладение методами современных научных исследований;

Воспитывать познавательную активность и интерес к изучению учебного материала.

Тип занятия: занятие по изучению новых знаний – интерактивная лекция

Формы работы: индивидуальные, коллективные.

Дидактический материал и наглядность: учебные пособия, мультимедийные слайды, тесты

Ход занятия:

1. Организационный момент: организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся

2. Повторение и проверка знаний - экспресс-опрос:

Какие виды исследовательских работ вы знаете? (доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчёт, реферат, монография);

С какими видами исследовательских работ вам приходится чаще всего сталкиваться на занятиях в школе?

Опираясь на изученные на предыдущих занятиях теоретические сведения, назовите основные отличия научно-исследовательских работ по филологии учащихся-членов МАН от школьных рефератов?

Перечислите основные этапы организации исследования? (выбор темы, составление плана, подбор литературы, определение проблемы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования, знакомство с актуальными проблемами теории и практики конкретной науки, методологией и методами научного исследования, научная (теоретическая часть работы), исследовательская часть работы, самостоятельное изучение научной, научно-популярной литературы, составление библиографии, аннотации первоисточников, анализ результатов исследования, выводы).

3. Изучение нового материала: интерактивная лекция с использованием мультимедийных слайдов.

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, подразделов; заключение, приложения, список литературы.

В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система оформления исследования).

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по работе.

    Титульный лист. Является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации, необходимой для поиска документа. Оформляется по установленному образцу.

    Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующая глава начинается. Содержание помещают непосредственно после титульного листа, начиная с новой страницы. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, если они имеют заголовки сути работы, список литературы, наименование приложений и номера страниц, на которых помещается начало материала. В содержании могут быть перечислены номера и наименования иллюстраций и таблиц с указанием страниц, на которых они расположены.

    Введение. Во введении кратко излагают оценку современного состояния проблемы, существующие пробелы знаний в данной предметной области, ведущих ученых в данной области знаний. В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки. Теоретическая и практическая значимость работы возрастают, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы.

Цель работы. На уровне ученических научно-исследовательских работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Памятуя, что цель связана с названием, желательно при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления,

раскрывающие ту или иную тенденцию.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных методов. Эта группа задач направлена на объект исследования.

    Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. В основной части должно быть не менее 2-х, но не более 4-х глав.

    Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

    Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

    Приложения. В приложениях помещают материал, который является необходимым для полноты работы, но включение его в основную часть может изменить упорядоченное и логическое представление о работе. Это могут быть образцы документов, схемы, таблицы, фотографии, карты, справочные данные и т.д. Приложения располагаются в конце работы, после списка основной использованной литературы.

4. Закрепление изученного – тестирование:

Какая структурная часть работы является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации? (титул) – 1 балл;

Какая структурная часть работы включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц (содержание) – 1 балл;

Сколько глав может содержать основная часть? (2-4 главы) – 1 балл;

В какой структурной части работы подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы – (заключение) – 1 балл;

5. Подведение итогов занятия , домашнее задание, его комментирование

Использованная литература:

    Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. - /;

    Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. – ;

    Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа, 1987.-146 с.

    Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

    Леонтович А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся. –

    МАН: підготовка науково-дослідницьких проектів / Упор. М. Голубенко. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 128 с. – (Б-ка «Шк. світу»)

Разделы: Внеклассная работа

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.
  • Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

    Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

    Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

    В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

    В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

    Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

    В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

    Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

    Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

    Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

    Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .

    Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

    И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

    Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

    2. Процедура защиты.

    Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

    Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

    Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

    Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

    II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

    Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

    Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

    Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

    Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

    Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

    Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

    Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

    В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

    Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

    Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

    В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение . Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

    Например:

    Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .

    Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

    Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

    Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
    3. Ознакомление с методами исследования.
    4. Составление плана работы.
    5. Поиск противоречий.
    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
    7. Предзащита работы.
    8. Окончательное оформление и защита работы.

    Список литературы:

    1. Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
    2. Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
    3. Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1”
    4. Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991