Михаил Шемякин: про уродов и людей. Главные пороки человека Памятник на третьяковке 12 грехов

В статье рассмотрим памятник «Дети - жертвы пороков взрослых». Это довольно интересная скульптурная композиция, которая однозначно заслуживает нашего внимания. Найти её можно на Болотной площади в Москве.

Знакомство

Памятник был создан Михаилом Шемякиным. Автор попытался воплотить в реальность образ борьбы добра и зла. Свою композицию скульптор создавал, чтобы обратить внимание всех неравнодушных на то, какое влияние мы оказываем на настоящее и будущее поколений. Никогда не поздно начать всё сначала.

Описание

В центре скульптурной композиции «Дети - жертвы пороков взрослых» изображены мальчик и девочка, которые пытаются двигаться вперед с завязанными глазами. Под ногами малышей лежат раскрытые книги со сказками, которые были прочитаны. Вокруг же их обступают фигуры - те самые пороки. Здесь изображены Наркомания, Воровство, Невежество, Алкоголизм, Лженаука, Проституция и Равнодушие. Последний порок возвышается над остальными и является самым главным. Также здесь есть Садизм, Эксплуатация детского труда, Война, Позорный столб для тех, кто потерял память, Нищета и Пропаганда насилия.

Михаил Шемякин работал над этой композицией по личному заказу Ю. Лужкова. Мэр Москвы тоже принимал активное участие в процессе создания памятника. В прессе писали о том, что во время одной из встреч архитектора и мэра последний живо вскочил со стула, чтобы лично продемонстрировать, как должна выглядеть фигура Садизма. В итоге эта поза Лужкова была отражена в металле.

После того, как на скульптурное творение напали вандалы, власти города решили открывать композицию только в определенные часы, обнести её забором и поставить охрану. Решетка поднимается в 9 утра и опускается в 9 вечера.

Критика

Скульптура «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади много раз подвергалась критике. Чаще всего это были высказывания особо религиозных людей. Им не нравится, что пороки изображены слишком акцентированно. В. Амбраменкова - доктор педагогических наук и научный сотрудник РАО - считает, что на детскую психику такая скульптура может влиять негативно. Также она акцентирует внимание на том, что это скорее памятник порокам, а не детям.

Наркомания и Проституция

Описание «Дети - жертвы пороков взрослых» начнем с фигуры Наркомании. Автор композиции показал этот образ в виде графа Дракулы, облеченного во фрак, - такой себе ангел смерти. В руках у него находится небольшой пакетик с героином и шприц. Дракула предлагает за доступную цену как бы «улететь» от проблем этого мира.

Проституцию Шемякин изображает в образе жабы, и в этом смысле есть некоторые совпадения с образом царевны-лягушки. У создания пышные формы и соблазнительное тело, но всё оно укрыто противными бородавками, а на поясе виднеются змеи. В более широком смысле, чем просто проституция, под этой скульптурой понимается лицемерие и полная безнравственность человека, не испытывающего искренних чувств. Один известный блогеров писал, что под лицемерием надо понимать даже малейшие его проявления: критику за спиной, ложь, неискреннюю улыбку.

Воровство

В скульптуре «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве Воровство показывается автором в виде уродливой и хитрой свиньи, которая размахивает своими мерзкими пальцами, держа в руке украденные деньги. За спиной у этого создания находятся банковские реквизиты и мешок, подписанный словом «оффшор». В современной жизни этот порок проявляется не только в том, что люди дают и берут взятки, но и в том, что для многих целью жизни становится накопление материальных благ, а роскошные вещи начинают значить больше, чем человеческие чувства. Маленький ребенок по-своему всё это интерпретирует, видит картину в ином свете и поэтому принимает ложную картину мира за действительную.

Алкоголизм, Невежество, Лженаука

В памятнике «Дети - жертвы пороков взрослых» алкоголизм изображается в виде веселого мифического бога, который с самодовольным выражением лица восседает на бочке. Это некрасивый старик с большим животом и вторым подбородком.

Невежество показано в образе беззаботного глуповатого осла, который держит в одной руке часы, а в другой - погремушку. Это является аллегорическим образом того, что потехе отдается всё время, а не час.

Образ Лженауки обличен в монашескую рясу. Он держит в руках свиток с якобы полезными знаниями, но глаза существа закрыты, и оно само не ведает, что творит. Речь идет о том, что некоторые знания вредят человечеству в целом. Это и производство опасного оружия, и генная инженерия, и попытка клонировать людей и т. д. Чтобы подчеркнуть это, возле фигуры изображена мутировавшая которой Лженаука руководит, как марионеткой. Чтобы показать весь ужас лженауки Михаил Шемякин предлагает вспомнить историю, которая произошла в Америке. Популярные успокоительные лекарства, реклама которых была на каждом шагу, послужили тому, что у женщин рождались детки без рук и ног.

Война и Нищета

Этот образ очень похож на дроида из «Звездных войн». Представляет собой ангела смерти. Образ войны выступает в на котором надет противогаз. Сам он в доспехах, а в руках его бомба, зашитая в Микки Маусе. Её он без зазрения совести предлагает детям.

В памятнике «Дети - жертвы пороков взрослых» образ Нищеты представлен в виде старушки, которая стоит, опираясь на посох. Она босая и очень тощая. Несмотря на почти полное бессилие, она тянет руку, прося милостыню. Тут между людьми возникли споры на счет того, можно ли считать нищету пороком. Кто-то вспоминал пьесу Островского, а кто-то слова Достоевского. Речь идет о том, что жить в бедности можно. Можно и сохранить свое достоинство, не имя лишнего куска хлеба. Но в нищете все равны, и здесь нельзя остаться особой. Но тот, по чьей вине нищими становятся другие, однозначно заслуживает осуждения.

Эксплуатация детского труда, Беспамятство и Садизм

Архитектор представил в виде птицы с огромным клювом. Она приглашает смотрящих проследовать за ней в завод, где на каждой стене оттиски детских ладошек. В более простом смысле понимается скудное детство, рутинность в самое прекрасное время в жизни, манипулирование чувством долга.

Беспамятство изображено в виде позорного столба, по которому ползут змеи. Это означает полную нечувствительность к тому, что происходило в прошлом, к памяти, уважению. Бесчувственный столб окутали змеи, сознание затуманено.

Садизм показывается в образе ужасного носорога, который смотрит на человека с распростёртыми объятиями. Не чувствительный к боли и чувствам других людей, он верёвкой поддерживает свое огромное обвисшее пузо. В аллегорическом смысле здесь передается желание взрослых проявлять свою власть над детьми, учить их по собственным убеждениям, даже ложным. Многие стремятся к доминированию и подавлению детей, таким образом выплескивая наружу свои комплексы.

Пропаганда насилия изображается в виде Буратино, который предлагает массу средств для причинения вреда. Кстати, на сегодняшний день пропаганда насилия более всего проявляется в играх, мультфильмах и детском кино.

Над всеми этими чудовищами возвышается главное из них - Равнодушие. Это худший из пороков, ведь из него проистекают все остальные. Это создание с бесчувственным телом, закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Именно бесчувственность и нежелание понимать другого являются корнем многих бед. Памятник "Дети - жертвы пороков взрослых" несет посыл, что, если бы, совершая зло, человек одумался хотя бы на 10 минут, многих печальных событий можно было бы избежать. Ведь все мы знаем, как «выключить» свой внутренний голос и молча делать то, что тебе надо, даже если это может навредить кому-то другому.

Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена на Болотной площади 02 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Скульптурная композиция включает в себя: фигуры детей – мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, орудие пытки с подписью «для беспамятных…», эксплуатация детского труда, нищета и война.

Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника:
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков".

Это одна из любимых моих скульптур в Москве. Можно сколько угодно спорить о том как Шемякин реализовал задуманное, многие даже говорят, что это памятник не детям – жертвам пороков, а самим порокам, было много споров о том, что нельзя устанавливать такой «ужас» в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и т.д.
Но, я считаю, что эта скульптурная композиция несомненно - талантливое произведение, сила подачи идеи автором, откровенность и честность, с которыми не все хотят сталкиваться, отчасти и поэтому вызывающие отторжение. Кроме того, аллегорические фигуры, олицетворяющие пороки, с точностью передают те эмоции, которые данные пороки вызывают. Единственно в чем я не согласна с автором – дети не рождаются ангелами, они растут, обретают психику, социальные нормы и устои с возрастом и поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми был по-настоящему взрослый значимый человек, а если этого нет, то дети растут, стареют, но не взрослеют, и появляется то самое зло, которое нас окружает, поэтому я бы уточнила название скульптуры: «Дети – жертвы пороков неповзрослевших взрослых».

Год установки: 2001
Скульптор: М. М. Шемякин
Архитекторы: В. Б. Бухаев, А. В. Ефимов
Материалы: бронза, металл, гранит

Илон Маск родился и вырос в ЮАР. Начало жизни мальчика не казалось безоблачным - его родители развелись, а в школе Илон часто подвергался насилию со стороны сверстников. Но будущий предприниматель и миллиардер стремился к успеху, несмотря на то, что первые попытки не приносили результатов.

В 2013 он стал бизнесменом года по версии Forbes, а его состояние оценивается в $12 млрд. Даже сегодня, стоя на сцене, создатель Tesla и SpaceX заикается и теряется. Но это не мешает Маску быть основателем самых инновационных компаний и планировать миссию на Марс ради спасения человечества.

Как ему это удается? Он постоянно учится и совершенствуется. Как и Марк Цукерберг, Билл Гейтс и Ларри Пейдж, которые в детстве, мягко говоря, не были лидерами.

Если бы их спросили, что стоит в основе успеха, то ответ был бы очевиден - команда и умение работать с ней.

Порок первый - нанимают кого попало

Самая распространенная ошибка. Руководители считают, что только HR-отдел отвечает за найм, поэтому не уделяют достаточно внимания подбору персонала. Поэтому, в компаниях часто работают лучшие из худших.

Стив Джобс долго упрашивал Джона Скалли, президента компании Pepsі, перейти в Apple, прежде чем ему удалось добиться положительного ответа. Скалли, проработал генеральным директором Apple более десяти лет.

Порок второй - не развивают

Многие руководители считают, что сотрудники сами в ответе за свой уровень профессионализма и уж точно заинтересованы в саморазвитии.

Представьте себе, что в вашей компании существует система мотивации за улучшение профессиональных качеств, а ваш руководитель начинает собрание с того, что советует книги, которые вдохновили и научили его чему-то новому. А в конце месяца сотрудники компании идут на тренинг, дающий новые знания в их сфере. И все это - его инициатива.

Порок третий - подолгу игнорируют своих сотрудников

Часто руководители считают, что отстранившись от коллектива и наблюдая только за показателями, могут эффективно управлять командой. Здесь хочется привести в пример анекдот:

Крупный фабрикант приходит к раввину:

- Ребе, у меня проблемы. Фабрика приносит одни убытки, дисциплины никакой, производительность на нуле, долги растут, налоги заели. Что делать?

- Возьми Талмуд, положи его подмышку и обходи всю фабрику два раза в день.

Через месяц приходит радостный фабрикант к раввину и говорит:

- Замечательно, воровство на работе прекратилось, бездельники уволены, производительность выросла, с долгами покончено! В чем секрет?

- Руководитель должен постоянно находиться у себя на производстве и вникать во все, что происходит.

- Это я понял. А Талмуд зачем?

- Для солидности.

Ларри Пейдж и Сергей Брин каждую пятницу проводят онлайн встречу с сотрудниками и отвечают на всех их вопросы.

Порок четвертый - они считают, что лучше нанять профессионала извне

Есть известная пословица: «Нет пророка в своем отечестве» . Или: «А у соседа трава зеленее» . Часто большие бюджеты тратятся на поиск и переманивание дорогих специалистов, в надежде, что те решат все проблемы компании.

Тем не менее, Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» приводит исследование, доказывающее, что все нанятые извне топ-менеджеры не так эффективны как те, кто «вырос» в компании.

Порок пятый - они думают, что повышение зарплаты и премии мотивируют

Все денежные выплаты, согласно теории Герцберга, относятся к гигиеническим факторам мотивации и беспокоят сотрудников только в случае недовольства текущим уровнем зарплаты. То есть, получив очередную прибавку или крупный бонус, сотрудники сразу же забывают о нем, а их эффективность остается прежней.

То же самое касается и руководителей. Цукерберг, к примеру, ездит на старенькой Хонде и живет в самом обычном доме, одеваясь каждый день в серые футболки. На работу он ходит мир менять, а не только растить стоимость акций Facebook.

Порок шестой - мыслят шаблонами в вопросах оплаты

Очень мало руководителей рассматривают сотрудников как инвестицию и соизмеряют возможный результат с его заработной платой. На западе разница в зарплате выдающегося и обычного сотрудника может составлять 50-60 тыс. долларов в год, а разница в их работе измеряется миллионами финансового результата.

Ласло Бок, бывший HR директор Google, говорит, что один стоящий инженер заменяет собой сотню рядовых. Именно поэтому их система оплаты труда позволяет отдельным сотрудникам зарабатывать миллионы долларов в год.

Порок седьмой - копируют чужие системы премирования

Часто система премирования в отделе - это либо копия прошлой, где раньше работал руководитель, либо некая стандартная система. Но то, что работает для одной группы сотрудников, может наносить вред другой.

Отсутствие системы премирования иногда даже лучше, чем ее наличие. Так, например, компания Netflix вообще отказалась от всякого рода премий, плюшек и бонусов, сразу предлагая максимально возможную заработную плату.

Порок восьмой - легко теряют сотрудников

Рано или поздно каждому работнику на глаза попадается интересное предложение. Еще хуже, если вашего сотрудника начинают активно обрабатывать эйчары других компаний или будущие руководители. Ваша задача в том, чтобы удержать человека до того, как он захочет уйти.

Представьте, чтобы было с Apple, если бы Стив потерял Джони Айва. У главного дизайнера продуктов Apple в компании были уникальные условия работы. Никто не имел права давать ему указания кроме Стива.

Порок девятый - они создают бредовые стратегии

Ричард Румель в своей книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» говорит, что компания работает гораздо успешнее, если у нее нет никакой стратегии, чем с плохой стратегией.

Очень часто декларацию с громкими лозунгами на одной странице руководители путают с настоящей стратегией и это уводит их далеко от целей.

Порок десятый - они плюют на цели

Наличие хотя бы небольших целей приносит огромную пользу в сравнении с ситуацией, когда целей нет совсем. Боясь выйти из зоны комфорта, руководители перестают заботиться о будущем компании и подолгу находятся на одном уровне.

Порок одиннадцатый - не умеют работать с командой

Недостаточно просто подобрать первоклассных музыкантов. Они никогда не сыграют симфонию, если дирижер не научит их взаимодействовать.

Стив Джобс сравнивал команду с камнями, которые валяются у дороги. Тесно соприкасаясь друг с другом, они обтачиваются и становятся гладкими и красивыми. А Патрик Ленсиони, известный коуч и автор бестселлеров о бизнесе, пороки команды ставит в основу всех проблем в компаниях.

Порок двенадцатый - они занимаются «чайка-менеджментом»

Они приходят, кричат, оскорбляют и уходят. Или наоборот - наслушавшись о страхах микроменеджмента, совсем не следят за сотрудниками и потом недовольны их результатами. А кто-то впадает в полную панику и внедряет автоматизацию и таск-менеджмент для каждого действия. В общем, ведут себя как чайки, которые летают где-то над морем и почти не опускаются на землю.

Я редко встречал руководителей, у которых есть все двенадцать пороков. Даже те, у кого два-три недостатка, уже могут быть эффективными. Но выдающихся результатов добиваются те руководители, которые избавляются от всех двенадцати.

А теперь задайте себе вопрос - сколько пороков есть у меня и что я с этим намерен сделать?

Необычный памятник расположен на в городе Москве и выполнен скульптором Михаилом Михайловичем Шемякиным. В его названии заложена сама суть скульптурного ансамбля - «Дети - жертвы пороков взрослых».

Полностью монтажные работы по установке скульптур были завершены в 2001 году.

В центре приподнятого постамента-площадки расположены скульптуры мальчика и девочки, глаза которых закрыты повязкой. Пластика фигур выполнена так, что создается впечатления, что они будто продвигаются на ощупь вперед неуверенными шажками. Под ногами детей - книжка и импровизированный мяч.

Полукругом вокруг центра композиции расположены скульптуры человеческих взрослых пороков в зловещем количестве - 13:

  • Наркомания представлена в виде худощавого мужчины, одетого во фрак и щеголяющего в бабочке. В одной руке пакетик с дозой наркотика, а в другой зажат шприц.
  • Проституция предстает в образе этакой мерзкой жабы с вытянутым ртом, выпученными глазами и огромным бюстом. Ее дряхлое тело усеяно бородавками, а по талии вьются ядовитые змеи.
  • Воровство представляет обращенная спиной к детям хитрая свинья, прячущая в своей лапе мешочек со звонкой монеткой.
  • Алкоголизм ассоциируется с полуголым человечком со слащавой физиономией. Он восседает на бочке с веселящим вином, держа в руках закуску и пивной кубок.
  • Невежество предстает в виде осла - этакого весельчака и беззаботной личности. В его лапах большая погремушка.
  • Лженаучность представлена скульптурой женщины в балахоне и накинутой на глаза повязкой. В одной руке она держит свиток с некими псевдознаниями, а на другой покоится двухголовая собака - продукт ложного представления о науке и ее применении.
  • Равнодушие является центральной фигурой пороков взрослых от которой остальные размещены по обе стороны. У скульптуры четыре руки, пара которых закрывает уши, а вторая скрещена на груди.
  • Пропаганда насилия чем-то напоминает любимого многими детьми Буратино. Только это не добрый сказочный герой, а порок, который держит в руке щит с изображением оружия. Рядом с этой фигурой стопка книг, среди которых можно разглядеть гитлеровский «Майн Кампф».
  • Садизм представляет толстокожий носорог, облаченный в униформу мясника.
  • Беспамятство изваяли в виде позорного столба, не найдя, наверное, для него одушевленного образа.
  • Эксплуатация детского труда предстает в виде образа зловещей птицы с человеческим лицом, заманивающей детей на свой заводик.
  • Нищету представляет иссушенная старуха, в одной руке которой посох, а вторая протянута за милостью.
  • Война - это некий человек в противогазе, облаченный в доспехи. Он протягивает детям куклу Микки-Мауса, прикованного к бомбе.

Стоит отметить, что памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» появился в Москве по инициативе тогдашнего московского мэра Юрия Михайловича Лужкова. Говорят, что он проявлял огромный интерес к этой работе Михаила Шемякина и даже стал соавтором образа «Садизма» (толстокожий носорог), приняв спонтанно и на эмоциях на одном из обсуждений проекта соответствующую позу, которую скульптор, в конце концов, и исполнил в металле.

Раньше доступ к этой необычной скульптурной экспозиции был открыт круглосуточно, но после повреждения его вандалами постамент обнесли забором с воротами, которые открывают в строго определенные часы.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Скульптурная композиция состоит из 15 скульптур. Мальчик и девочка окружены пороками взрослых: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лжеученость, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, для беспамятных..., эксплуатация детского труда, нищета, война. А дети, с завязанными глазами, играют в мяч.

Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.

По словам автора, скульптурная композиция задумывалась как призыв и символ к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Тем самым Михаил призывает оглянуться вокруг и наконец увидеть, что происходит в мире. И пока еще совсем не поздно задуматься и начать предпринимать меры для исправления нынешней ситуации.

Памятник вызывает неоднозначную реакцию. Не раз композиция подвергалась критике и обвинениям в том, что по сути - это памятник самим порокам. Тем не менее, этот памятник входит в число самых популярных современных достопримечательностей города.