Виртуальная экскурсия "донской монастырь". Троице-Сергиев монастырь – неприступная крепость XVI века на Руси Презентация экскурсия по одному из российских монастырей

    Слайд 2

    Туристические маршруты «Золотого кольца» проходят по древним русским городам, где сохранились уникальные памятники истории и культуры России, которые являются центром народных ремёсел. В Золотое кольцо входят восемь основных городов - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

    Слайд 3

    Слайд 4

    СЕРГИЕВ ПОСАД

    Назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего Троицкий монастырь. В монастыре получил крещение Иван Грозный.

    Ансамбль монастыря сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества, включает более 50 различных зданий.

    Слайд 5

    Троице-Сергиева Лавра

    С 1919 по 1946 г. монастырь был закрыт. Сегодня Лавра -действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Духовные академия и семинария и музей-заповедник.

    Слайд 6

    • Ильинская церковь
    • Вознесенская церковь
    • Успенская церковь
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Переславль-Залесский

    Основал город в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий. Название города переводится с древнерусского как «перенявший славу».

    Самым известным переславским князем был Александр Невский.

    Слайд 11

    Слайд 13

    Ростовская звонница

    Является достоянием мировой культуры. Состоит из 13 колоколов, которые имеют своё особое звучание.

    Самый большой колокол весит 32 тонны.

    Слайд 14

    Спасо-яковлевский монастырь

    Располагается на западной окраине города, на берегу озера Неро. Панорама монастыря с сочетанием различных по стилю архитектурных форм производит впечатление сказочного чудо-города прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Ярославль

    Город древнее Москвы и носит имя Ярослава Мудрого. По преданию князь зарубил в овраге медведя, которому поклонялось местное языческое население и поставил на этом месте первый деревянный город, а медведь с секирой стал гербом города.

    Слайд 17

    Спасский монастырь

    В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий.

    Слайд 19

    Слайд 20

    Кострома

    Была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из предания в непроходимых лесах скрывались разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

    Слайд 21

    Ипатьевский монастырь.

    Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. В центре монастыря находится пятиглавый Троицкий собор и звонница.

    Слайд 22

    В 1773г. во время пожара сгорели все деревянные постройки. Екатерина II пожелала видеть Кострому, как свой развернутый веер.

    Торговые ряды

    Слайд 23

    Слайд 24

    Иваново

    Иваново было основано в 1871 годупри слиянии села Ивановои Вознесенского посада. Город известен промышленностью, образовательными учреждениями и революционной историей.

    Слайд 25

    • Щудровская палатка
    • Женский монастырь
    • Деревянная церковь Успения Пресвятой богородицы
    • Дом-корабль
  • Слайд 26

    Слайд 27

    У города - счастливая и заметная в истории страны судьба. Его не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане.

    Символом города является Спасо-Евфимиевский монастырь

    Слайд 28

    Суздальский кремль

    Расположен в излучине реки Каменка. Он сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с Рождественским собором.

    Сегодня в здании Золотых ворот расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    Слайд 33

    Дмитриевский собор

    Он украшен резьбой и скульптурой, основная тема которых - прославление мудрой власти.

    Изображено множество символических фигур, преобладают львы и грифоны. Работали русские и византийские мастера.

    Слайд 34

    Золотое Кольцо России неустаревающий, всегда актуальный маршрут, который рассказывает о

    истории российского государства, показывает уникальные памятники истории и архитектуры. Золотое Кольцо-хранилище культурного наследия России, которое нужно сохранить.

Посмотреть все слайды

Герасимов Михаил

Дорогие друзья! Вашему вниманию предлагается удивительная возможность в режиме онлайн посетить Донской монастырь, познакомиться с историей обители и ее святынями. Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ № 922 Герасимов Михаил под руководством учителя русского языка и литературы Богачевой Анастасии Валентиновны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виртуальная экскурсия «Д онской монастырь» Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ №922 7 «Б» класса Герасимов Михаил

Донской монастырь в прошлом и настоящем Летом 1591 года хитрый и жестокий хан Казы-Гирей устремился к Москве с юга. В это время Русь вела тяжелую войну со шведами и основное русское войско находилось на северо-западе страны. Крымский хан, совершив разведывательный бой, стоял у Воробьевых гор и готовился к нападению. Оставшиеся в столице стрельцы ставят передвижную деревянную крепость Гуляй-город между Тульской и Калужской дорогой. Разбили стан и поставили полотняную, походную церковь во имя преп.Сергия Радонежского. Царь Федор Иоаннович поместил в нее Донскую икону Божьей Матери, почитаемую как покровительницу русских воинов. Перед чудотворным образом всю ночь слезно молились, совершались крестные ходы.

Закладка Донского монастыря На утро свершилось чудо, хан бежал без боя, бросив раненых и обозы с награбленным. В ознаменование благодарности заступничества Богородицы царь Федор Иоаннович повелел возвести на том месте, где стояла походная церковь, монастырь во имя Донской Богоматери.

Донская икона и ее список. Донская икона получила свое название в память о победе русских воинов на Куликовом поле. С нее появляются списки. Один из них, написанный Феофаном Греком, помещается в походной церкви прп. Сергия Радонежского. Оригинал (Третьяковская галерея) Список (Большой собор монастыря) Автор- Феофан Грек Автор- Симеон Ушаков (16век) 1сентября –перенос иконы на 1день в Донской монастырь

Храмы и соборы Донского монастыря: Малый (старый) собор. Одна из самых древних построек - это малый собор в честь Донской иконы Б.М. В 1593 году основан собор. В смутное время монастырь был разорен поляками. Лишь с утверждением на троне династии Романовых возобновлены государевы заботы о монастыре. В малом соборе традиционно совершается чин мироварения на первой неделе Великого Поста (1 раз в четыре года).

Большой (новый)собор Спустя почти 100 лет со времени постройки малого собора строится большой собор, тоже в честь Донской иконы Б.М. Возводится он на средства сестры Петра 1 , Екатерины Алексеевны. Храм построен в стиле московского барокко с ориентацией куполов на четыре стороны света. Под алтарем большого собора устроена крипта-место захоронения грузинских царей. Царь Алексей Михайлович предоставил политическое убежище грузинской царской фамилии- Багратиони. В крипте большого собора устроен храм в честь Сретения Господня, ставший их усыпальницей.

Внутреннее убранство большого собора Сохранился семиярусный иконостас 17-го века. Один из авторов иконостаса Карп Золотарев. Росписи храма итальянского зодчего Клауди. Главными святынями собора являются Донская икона Божией Матери и мощи патриарха Тихона.

Стены и башни Одновременно с большим собором начинают возводиться стены монастыря с 12-ю башнями и двумя проездными воротами. Угловые башни круглые, другие - квадратные. Башни имеют бойницы для нижнего и среднего боя. Верх стен завершают боевые зубцы в виде ласточкиного хвоста. Они были возведены на средства Якова Кирилова, сына думного дьяка, будущего монаха Донского монастыря.

Надвратные храмы Над проездными воротами в 18-м веке сооружены колокольни с надвратными храмами: Западные ворота завершены трехъярусной колокольней в стиле Елизаветинского барокко. Строилась колокольня около 25-ти лет по проекту итальянского архитектора Трезини. В нижнем ярусе находится церковь праведных Захарии и Елизаветы.

Чумной бунт В 1771-м году в Москве разразилась эпидемия чумы. Москвичи, прибегая к заступничеству Богородицы, молились перед ее чудотворным образом, помещенной на варварских воротах Китай-города. Архиепископ Амвросий снял икону с ворот, желая прекратить опасное скопление людей и распространение заразы. Сам же укрылся в Донском монастыре. Разъяренная толпа кинулась в монастырь, ворвалась в храм, вывела архиепископа за стены обители и растерзала. Растерзанный архиерей сутки лежал у северных ворот. Похоронили его в малом соборе Донского монастыря.

Надвратные храмы Над серверными воздвигнута изящная четырехъярусная колокольня в стиле Нарышкинского барокко с церковью Тихвинской Божией Матери «под колоколы ». Архитектор- Иван Зарудный. Рядом с колокольней 2-х этажная Постройка - бывшая канцелярия, сейчас там патриаршие келии, где с 1922 по 1925 год держали под стражей патриарха Тихона. Сейчас там музей.

Святитель Тихон Будущий патриарх родился в 1865 году в псковской губернии в семье священника. Мальчика звали Василий, в семье было четверо детей. Закончил семинарию и Петербургскую Духовную Академию. В 1891 году принял постриг с именем Тихона (в честь Тихона Задонского). В 33 года стал епископом. Почти 10 лет возглавлял православную церковь в Америке. 18 ноября 1917 года избирается патриархом всея Руси в храме Христа Спасителя. С мая 1922 года святитель находился в Донском монастыре, практически в полной изоляции и под строжайшей охраной красноармейцев. 9 декабря 1924 года двумя выстрелами в упор был убит келейник святителя Тихона - Яков Полозов. Совершенно очевидно, что выстрелы предназначались самому патриарху. Но убийцы по ошибке застрелили келейника. Святитель глубоко переживал его смерть и здоровье его резко ухудшилось. 7 апреля 1925 года в день Благовещения пресвятой Богородицы он отошел ко Господу. Церковь осиротела.

Обретение мощей Святитель Тихон был погребен в малом соборе монастыря. 18 ноября 1991 года в малом соборе был намеренный поджог, чудом удалось остановить пожар. При реставрации храма на большой глубине были обнаружены мощи патриарха Тихона, которые в советское время большевикам обнаружить не удалось. Святитель Тихон был канонизирован и его святые мощи были перенесены в большой собор Донского монастыря, где почивают и поныне.

Жемчужина Москвы




Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими историю. Новоспасский монастырь Данилов монастырь Рождественский монастырь. Андроньевский монастырь




Тема экскурсии: «УЗНИЦЫ МОСКОВСКИХ МОНАСТЫРЕЙ» Монастырские легенды и предания, история их создания, таинственные судьбы, загадки, спрятанные за толстыми стенами женских монастырей. Вид на Рождественский монастырь Художник Александр Косничев В музее Новодевичьего монастыря




Сабурова Соломония Юрьевна (ок декабря 1542) первая жена Великого князя Василия III. Дочь дворянина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. В 1505 году Василий Иоаннович женился на Соломонии. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Брак был бездетным. После 20 лет супружества Василий III развелся с Соломонией. В 1525 Соломонию насильно привели в Московский Рождественский монастырь и постригли с именем София, а позже ее заточили в Покровском монастыре Суздаля. Существовует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде выросший сын Соломонии стал, знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, он потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. Так рассказывает легенда. Однако при реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Василий III Иванович


Анна Ивановна Колтовская - царица, 4-я жена Ивана Грозного, дочь дворянина московского И. А. Колтовского. Иван Грозный женился на 18-летней Анна и прожил с ней 3 года. Поскольку Анна вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка по приказу царя Ивана Грозного в 1575 г. ее заключили в Рождественский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни. Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет. Ивана Грозного


Ворота монастыря. Собор Иоанна Предтечи (гг.) Ивановский монастырь,– один из самых таинственных и загадочных монастырь Москвы. Загадочная монахиня Досифея – легендарная княжна Тараканова. Кто она самозванка или наследница русского престола? «Убивица и кровопивица» - Салтычиха. Хлыстовская «Богородица» - Анастасия. Таинственная ясновидящая Марфа. Жены царевича Ивана – сына И. Грозного.


Салтыкова Дарья Николаевна (или 1801, Москва), известная под именем ""Салтычихи"" и ""людоедки"". Помещица Подольского уезда Московской губернии.В течение 7 лет замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек лет. Главной причиной ее гнева было нечистое мытье платья или полов. В1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В Москве была устроена показательная гражданская казнь, Салтычиха была возведена на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью: ""мучительница и душегубица"", и после часового стояния заключена в подземельную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма. Ни разу она не обнаружила раскаяния. Салтыкова Дарья Николаевна


Схимонахиня Марфа погребена в монастыре, известная своей благочестивой жизнью, скрытой под видом юродства. Прах ее покоится под церковью, у западного столпа, где и обложена по приказанию митрополита Филарета ее гробница. Схимонахиня Марфа известна как узорошительница. На могилу ее приходили служить панихиды беременные женщины и получали помощь. Ни о ее происхождении, ни о ее образе жизни ничего неизвестно. На верхней плите ее могилы вычеканена следующая надпись: "7146 (1638) г. марта в 1-й день на память святые преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия девица Дарья, во инокинях схимница Марфа юродивая". Иоанно-Предтеченский монастырь


К.Флавицкий."Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения" г. В конце XVIII - начале ХIХ веков в обители содержалась еще одна таинственная затворница, по преданию - родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. По повелению Екатерины II в 1785 году дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и "для блага России" пострижена в монашество с именем Досифеи. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью. После смерти Екатерины II к старице Досифее Тараканове стали допускать народ, тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Досифея Тараканова


Новодевичий монастырь - самый красивый и аристократический монастырь Москвы. Тайны жизни и смерти монастырских узниц, бывших царских жен, дочерей и невесток, насильно постриженных в этот престижный монастырь. (Евдокия Лопухина, Софья Милославская, Ирина Годунова) и др. Амвросиевская церковь с палатами Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.) Преображенская церковь (гг.) Смоленский собор (гг.) Ограда монастыря (южная стена).




Софья Алексеевна, правительница России в, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.«Первым» царём был провозглашен Иван V Алексеевич, а «вторым» ПетрI,Софья 29 мая стала регентшей при обоих царях. Софья фактически возглавила правительство. В 1689 произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей ПетраI. Партия ПетраI одержала победу. Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» её на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре, она содержалась там под самым строгим надзором. Умерла Софья в1704году. Софья Алексеевна, царевна Царевна Софья. Художник И.Е. Репин


Ирина Фёдоровна Годунова сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича. Её брак с Фёдором Иоанновичем совершился по воле Грозного в 1580 и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Фёдора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Ирину и таким образом подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Фёдора развестись с Ириной по причине её бесплодия.Годунов узнал, однако, о нём заранее и расстроил его. После смерти Фёдора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине, но она на девятый день после смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры; вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». Умерла в Амвросиевская церковь, трапезная, палаты Ирины Годуновой, XVI - XVIIвв.


Евдоки́я Фёдоровна (Прасковья Илларионовна), царица первая супруга (с 27 января 1689) Петра I, дочь боярина Лопухина. От этого брака родились трое сыновей: двое умерли в младенчестве, в 1690 году родила царевича Алексей. Пётр быстро охладел к Евдокие, не любил её родни, приверженцев старины, скоро сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. В1696г. Пётр из Лондона поручал Л. Нарышкину уговорить Евдокию постричься. Евдокия не согласилась; твёрдо стояла за свои права, но в 1698г.насильно пострижена в Суздальско-Покровском монастыре под именем Елены, через полгода сняла рясу и стала жить мирянкой; была в связи с майором Глебовым. С воцарением Петра II, переехала в Москву и жила в Новодевичьем монастыре. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла в 1731 при правлении императрицы окружённая почётом. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Евдоки́я Фёдоровна


Использованная литература. 1. М.А.Ильин. МОСКВА. "Искусство", Москва, МОСКВА. Атлас туриста. ГУГК при Совете Министров СССР, Москва, 1989 г. 3. Л.В.Цюрик НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, "Советская Россия", Москва, 1970 г. 5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., Элиаде М. Священное и мирское. - М, С Новалис Г. фон О. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб., С Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., Флоренский П. А. Иконостас. - М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 11.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 31 (61). – СПб., 1900.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.